Большая реконструкция переулков Москвы: зачем это делать и что пошло не так
За последние годы в Москве успели реконструировать почти все основные улицы центра. Где-то получилось хорошо, где-то не очень, а местами уже надо всё переделывать, но в целом основные транзитные и популярные места охватили. В этом же году город активно взялся на привокзальные площади (Киевская и Савёловская) и начал заходить в исторические переулки.
С одной стороны, переулки делать намного проще — здесь нет общественного транспорта, проще с безопасностью движения и нет ярких архитектурных доминант. С другой стороны, здесь намного меньше пространства для манёвров и возможности экспериментировать.
Это идеальная возможность посмотреть на типовые решения, которые сегодня применяют в Москве при обустройстве улиц. Ещё это яркий показатель проблем, которые не могут решить последние лет пять.
Улица — самое важное общественное пространство города: здесь живут люди, ходят дети, работает бизнес, двигаются и стоят машины и так далее. Хорошие улицы намного важнее хороших парков или набережных, ведь каждый день здесь ходят тысячи людей, обустройство улиц напрямую влияет на стиль и удобство жизни.
Московские переулки кардинально не менялись последние 50-70 лет. Их дизайн — веяние 1960-х годов, когда улицы просто укатывались в асфальт для упрощения уборки.
Но с тех пор многое изменилось: стало в сотни раз больше машин, поменялись правила дорожного движения, изменились запросы к среде вокруг и так далее.
Раньше широкая проезжая часть с узкими тротуарами не была проблемой — люди могли переходить её где угодно, не было проблем с парковкой и скоростью движения машин:
Сейчас ситуация кардинально иная, пространство для жизни в прямом смысле превращено в большую парковку:
Правила дорожного движения прямо регламентируют парковку у пешеходных переходов и у заездов во дворы, но даже в Москве многие водители игнорируют это. Например, тут какой-то негодяй закрыл обзор пешеходного перехода — водитель в машине может поздно заметить ребёнка или любого другого человека, может случиться трагедия:
Многие дома выставляют у своих заездов конусы, клумбы и прочие заметные штуки, чтобы нерадивые автомобилисты не заблокировали проезд:
Раньше люди могли спокойно идти по проезжей части, а сейчас там машины. Если к этому добавить желание утыкать все тротуары заборами и столбами, то мы получаем невозможность пройти для людей с коляской (или на коляске) — страдает доступность и удобство города.
Патриаршие пруды
Стандартный набор реконструкции: мостят тротуары, ставят навигацию, убирают подвесные фонари, ремонтируют фасады, убирают парковку в карманы. Схема движения не меняется, но полосы сужают до адекватных размеров — излишек пускают на расширение тротуаров.
Парковка в карманах подсознательно показывает водителям, где можно парковаться, а где — нет. Новшество последних лет — карманы не на всю ширину машины:
Наши нормативы на параллельную парковку неадекватные и просто переписаны со стандартов для паркингов. Чтобы сохранить нормальную ширину тротуара был придуман костыль: делают его глубиной на 1,5-2 м, а остальное наносят разметкой. Когда обновят ГОСТы и сузят парковочные места для параллельной парковки, то не нужно будет опять переделывать улицу, достаточно будет подправить разметку.
Заезды во дворы также выделяют выступом:
Не помню, чтобы раньше парковочные места так массово обозначали штриховой линией. Опять же, за счёт этого обходят глупые нормативы на парковку для танков. Сами карманы при этом разделяют через каждые несколько мест: даже при отсутствии припаркованных машин по ним не получится ехать, а ширина проезжей части не будет казаться комфортной для скоростной езды среди жилых домов. В антикарманах же ставят знаки, велопарковки и фонари — тротуар не превращается в полосу препятствий:
Я не вижу необходимости убирать подвесные фонари с таких небольших улиц, они довольно органично смотрятся и не захламляют тротуар столбами. Но город взял хорошую идею убирать провода под землю и стал без разбору снимать вообще все провода. Слепое выполнение хотелок + сжатые сроки + рукожопство = такие сбои, буквально в квартале от правильных решений:
Везде вешают наши новые знаки и делают ограничение 30 км/ч:
Радует, что город наконец-то стал закупать сразу готовые бордюры с закруглениями и углами — их не нужно пилить на улице, создавая шум и пыль, уменьшается вероятность брака:
К сожалению, при реконструкции не меняют и не перекладывают коммуникации. Подобное нужно закрывать заглушкой, чтобы люди не ломали ноги и носы:
Вместо нормального водоотвода — имитация тактильной плитки, зимой будет каток:
Карты в телефонах не заменят удобную навигацию на улицах, об этом нам хорошо говорит российский и международный опыт.
Неглинная-Рождественка-Б. Лубянка
Очень много ошибок на стадии проекта. Например, делают карман для парковки в узких местах, где метр-полтора занято лестницей или входом, хотя с другой стороны для улицы куча места. Видимо, некоторые товарищи рисуют проекты от балды на основе Яндекс.Панорам. При отводе воды не учитывают уклон места — это вообще рукалицо.
Здесь много федеральных ведомств, с которыми город должен всё согласовывать. Как можно догадаться, силовики и прочие товарищи срать хотели на удобство города, поэтому требуют больше бесплатных парковок и придумывают вундервафли для якобы защиты:
Вот такие штуки массово появились у федеральных ведомств. В итоге нельзя нормально выйти из машины и они торчат корпусом на полосе движения, пройти по тротуару с коляской невозможно, а зимой тут будут кучи снега и льда из-за невозможности нормальной уборки.
Мясницкая-Покровка
Стало. Переход стал безопаснее и комфортнее для всех: водители видят людей ещё на подходе к зебре, пешеходы быстрее переходят улицу, все довольны.
Очень хочется взять и убрать эти жёлтые полоски с переходов. На таких улочках они излишни и просто портят всё вокруг. Но при этом надо делать островки безопасности, контрастную подсветку переходов и подходов к ним — на это забивают.
Самое большое отличие — фонари под старину с новыми изгибами и без стёкол. Смотрятся интересно:
В Москве всё ещё не научились вешать знаки на фонарные столбы:
За фонари отвечает одно ведомство, а за знаки — другое. Видимо, в этой вселенной они никогда не встретятся и не договорятся между собой. Очень бесит.
Жалко, что на приёмку улиц не зовут горожан с большими колясками и людей с инвалидностью. Уверен, они бы много рассказали Департаменту кап.ремонта о подобных узких местах: как приходится ждать прохода людей или зимой объезжать сугробы в узких местах через проезжую часть.
Местами ещё не закончили с ремонтом фасадов:
За такие короба хочется убивать. Их поставили здесь за один день, наплевав на цвет фасада и детали:
Интересно, у руководства города дома проводка так же по-уродски спрятана?
Не верю, что не было другой возможности красиво спрятать провода на фасаде. Просто не верю.
Замоскворечье
Это не совсем история про переулки, но обозначить работы всё же стоит. Было:
В переулках всё сделали стандартно, отличий почти нет. Зато для набережной и площади у Комиссариатского моста явно позвали архитекторов и транспортников. Здесь за счёт полосы движения удалось найти место для зелени, деревья будут сажать позже в заморозки:
Пропускную способность набережной сохранили за счёт расширения у перекрёстков — именно там самое узкое место.
Вдоль же набережной появились небольшие общественные пространства с лежаками, стульями и прочей мебелью. Надеюсь, это как-то оживит этот кусок набережной, пока он довольно мёртвый.
В нескольких местах убрали хаотичную парковку, теперь тут небольшие площади:
Здесь же хоть как-то продумали водоотвод:
Заодно появилась низовая подсветка, которая освещает путь, но создаёт скорее приватную обстановку:
Была парковка, теперь площадь. За спиной заезд на ведомственную парковку, с которой ничего не дали сделать.
Трамвайные платформы рассчитаны на новые Витязи, но пока здесь ходят ламповые Татры — в депо Апакова новые трамваи не влезают физически, а реконструкцию постоянно откладывают.
С деревьями здесь должно стать вообще здорово:
Чего не сделали
Уверен, вы заметили, что улицы и переулки стали лучше: пространство используется более эффективно, учитывается человеческая психология и пытаются сделать среду безопаснее для всех. Но есть стратегические и локальные промахи. Например, видны различные приёмы в дизайне, хотя это работы одного года и одного заказчика — просто где-то повезло с исполнителями, а где-то всё делали спустя рукава. Отсутствие понятных целей и KPI с игнорированием принятых стандартов налицо — это чисто управленческий провал.
Дальше сложнее. Посмотрите на эту улицу в жилой зоне в Нидерландах:
Сверху показана улица в центральной части города: разное мощение подчёркивает разный функционал, а искривление полосы стопроцентно заставляет сбавить скорость перед пересечением. Никаких знаков, всё понятно подсознательно и заставляет людей быть аккуратнее и договариваться друг с другом. Эти же приёмы используют в новых районах. Здесь хорошо видно разделение: для магистральных улиц асфальт, велодорожки и знаки, а в жилых — мощение и общее пространство.
Нет разнообразия материалов, из успокоения трафика — только сужение полос и парковка. Это большой шаг вперёд, но это на голову не дотягивает до современных подходов. Особенно это чревато у школ — дизайн никак не учитывает их наличие на улице:
Более того, дизайн провоцирует нарушения. Здесь водитель такси встал в заезд во двор школы и перекрыл обзор перехода. И это при наличии мест после перехода:
Вот зона у школы на схожей улице в Берлине: подъём, смена мощения, приоритет пешеходов. Угадайте, где дети в большей безопасности?
Даже по меркам улиц прошлого года всё стало проще и хуже. Например, перестали мостить парковочные карманы и выделять их бордюром. Или забили на въезды во дворы — теперь их редко поднимают и ещё реже мостят:
При работе с фасадами не меняют входные двери. В том же Петербурге это делают:
Город полностью забил на балконы и кондиционеры, только подкрашивают стены и ставят ужасные короба поверх проводки. Получается, что за счёт всех горожан делают косметический ремонт чужой собственности, но не очищает даже памятники архитектуры от наростов пластика и коробок. Решить проблему просто: город вкладывает деньги лишь в те дома, где жители готовы убрать всё лишнее с фасада или согласовывать единый стиль изменений в Москомархитектуре.
И главная проблема, которая неразрывно идёт с момента старта реконструкций: полный провал работы с жителями. Часто жители вообще не знают о надвигающемся благоустройстве до выхода строителей на улицу.
Игнорируются интересы бизнеса и сообществ, хотя часто они за редизайн и предлагают здравые вещи, которые нужны конкретно здесь и сейчас. Стоит ли после такого удивляться сопротивлению горожан и массовым критическим постам в соцсетях? В общем, всё как обычно: хорошие начинания портятся спешкой и ужасно настроенными процессами, наличие денег не гарантирует хороший результат.