November 7, 2019

Амстердам Zuid — финансовый центр столицы Нидерландов

В Роттердаме говорят, что их город зарабатывает деньги для всей страны, а в Амстердаме умеют лишь их тратить. Это не совсем правда. Амстердам — один из крупнейших финансовых центров Европы и родина многих крупных корпораций. Например, здесь родилась компания Букинг, их штаб-квартира до сих пор в Амстердаме. С недавних пор с ними соседствует даже головная компания Яндекса.

Если центр города отдан туристам, то бизнес живёт в относительно новом районе города — Zuid, или Юг по-нашему. Здесь хорошая логистика с аэропортом, центром города и Роттердамом — идеальная локация для деловых людей. Здесь есть свои проблемы, которые решают прямо на наших глазах.

Трасса проблемы

Район находится у границ города, контактируя с соседним городом Амстелвеен. Развитие сюда пришло в начале 20 века, план застройки был подготовлен в 1917 году. Активная же застройка началась в 1960-х годах с постройкой шоссе А10.

По центру дороги идут жд пути, сердцем района стала станция Zuid: сюда приходят трамваи, метро, электрички и дальние поезда. Этот транспортный хаб, с одной стороны, даёт жизнь всему вокруг, а с другой — убивает место. Район оказался разделён рукотворной рекой из асфальта и бетона.

Весь транспорт идёт выше уровня улицы, поэтому тут хотя бы нет ужасных под- или надземных переходов, всё в одном уровне, но когда у тебя район связывается трубой, это не есть хорошо.

Здесь это понимают, поэтому хотели убрать весь транспорт под землю и построить на освободившемся месте обычные кварталы. Проект оказался слишком дорогим, стороны не смогли договориться, поэтому пока лишь убирают трассу. Общая стоимость проекта составит около 2 миллиардов евро. Полностью работу планируется завершить к 2028 году.

Проект включает в себя и задел под растущий пассажиропоток. Zuid — самая быстрорастущая станция в Нидерландах: ежедневно ей пользуется 80 000 человек, а к 2030 году ожидается от 250 000 до 300 000 человек. Подготовительные работы по строительству тоннеля Brittenpassage начались в мае этого года. Одним из самых сложных этапов стала установка секции бетонной крыши размером 70 х 12 х 2 метров весом в три миллиона килограмм под трассой A10 и жд путями! Крышу сделали заранее:

В прошлый же четверг в 22.00 полностью закрыли А10 и частично жд сообщение, чтобы начать двигать крышу на своё место. Работа велась круглосуточно, несмотря на задержку из-за непогоды, и была завершена в понедельник в 4 утра, на час раньше запланированного срока. В работе принимало участие 500 человек.

Метро и новая велопарковка

В этом году в городе открылась новая линия метро, которая идёт с севера на юг. Она, в том числе, соединяет центральный вокзал города с нашим деловым районом. Раньше нужно было ехать в обход и путь занимал довольно много времени, сейчас на поездку уходит около 10 минут.

Голубая — новая линия

Тут нужна небольшая историческая справка: в Амстердаме не любят метро. Во время стройки первых линий в городе активно сносили кварталы, возводили тоннели и строили на пустырях что-то новое. Такое варварское отношение к истории города и жителям вызывало массовые протесты, даже задействовали водомёты для подавления людей.

wikipedia.org

Такая реакция породила дискуссию о судьбе Амстердама и новых проектов, в результате которой планы по сносу были свёрнуты, город дошёл до наших дней в почти оригинальном виде. Строить же метро закрытым способом в местном грунте — задача сложная и дорогая, поэтому долгое время политики не соглашались на строительство новых линий.

В Zuid станция расположена сверху, где автомобильная трасса и жд платформы. В центре же идёт под землёй, тут всё довольно просто:

Сдержанность и функционализм:

Как я уже рассказывал, велосипед в Нидерландах — полноценный вид транспорта, который включён в общественный транспорт. Раньше перед Zuid всё было упарковано:

В 2016 году была открыта первая подземная велопарковка:

Сейчас подобное доделывают с другой стороны:

Управляющая компания

Район с городом учредили специальную компанию для создания стратегии развития и отслеживания всего процесса. Она находится в одном из деловых центров:

Сюда абсолютно свободный вход, внутри стойка ресепшена, кофе, много схем и информации о планах. Вся документация в открытом доступе.

Здесь же сидят сотрудники. Могу ошибаться, но у нас подобная форма управления крупными городским проектами почти не применяется.

Для жизни или для бизнеса?

Здесь много высоток:

Вообще этот район не похож на типичный Амстердам:

Пустыри — довольно редкое явление для плотных городов Нидерландов в принципе:

Здесь местные архитекторы отрываются по полной, чем-то это напоминает Роттердам:

На улице был ураганный ветер, поэтому не стоит удивляться отсутствию людей.

Но велосипеды вдоль улиц и у бизнес-центров намекают, что людей здесь очень много:

Если бы все эти люди приехали на машинах, то нужен был бы огромный паркинг. Но проблем с пробками и асфальтовыми полями нет, если у вас в городе умная мобильность с понятными приоритетами!

Может показаться, что район абсолютно деловой, но это не так. Здесь не стали совершать ошибок с разделением функций. Здесь много жилых домов, есть школы, садики и даже университеты — кампусы с общежитием я показывал ранее. Район не вымирает днём или вечером.

Как я понимаю, амстердамцы не горят желанием жить в модных высотках, там квартиры снимают корпорации для экспатов.

Детский сад для жителей. От оживлённой улицы он спрятан живым буфером с грядками:

Детский сад встроен в жилой дом, а игровая зона располагается ниже уровня улицы. Детские сады в стране платные, но государство покрывает часть расходов в зависимости от достатка родителей.

Школы делятся на два типа: начальные и старшие. Начальные рассчитаны на маленьких детей до 12 лет и расположены в шаговой доступности от жилых кварталов — туда детей привозят родители. Старшие идут реже, но в них дети ездят сами:

Одна из школ:

Она стоит прямо на канале, никаких заборов нет. В Нидерландах дети не боятся воды — их учат плавать, в том числе в одежде и через трубы. Если ребёнок упадёт в канал и даже если его засосёт, он выживет — его к этому готовят.

Зайти в школу может любой, но снимать внутри нельзя — нормы по охране приватности детей запрещают это. Напомню, что у меня есть отдельный пост про новую школу в другом районе Амстердама.

Подробнее про район

Изучать Нидерланды я ездил вместе с местными архитекторами команды Урбан институт. Если кому-то интересно, то в апреле будет следующая образовательная поездка курса «Архитектура и Урбанизм». По промокоду «Гершман одобряет» дают 10% скидки, набор книг по современной архитектуре Нидерландов и воркбук по креативному мышлению для архитекторов и дизайнеров. Программа отлично подходит чиновникам, архитекторам, дизайнерам и урбанистам.

Дальше же будут посты про местный опыт реновации и детали самого города, не переключайтесь ;)