Амстердам: трамваи, подземная велопарковка, свобода и живые каналы
Знаю, я уже надоел со своими Нидерландами, но их мало не бывает! Сегодня будет заключительная «общая» прогулка с разными деталями.
Осторожно: впереди много милоты и продуманных деталей!
Жизнь на каналах
В России много городов на реках, но каналами отличается разве что Петербург. Но у всех есть одно нехорошее свойство — почти полное отсутствие контакта города с водой. Чаще всего идёт набережная с дорогой, возможно, есть прогулочная часть, но она обрывается на воде. Есть исключения, но общая ситуация вот такая:
В Амстердаме ситуация иная — здесь в прямом смысле слова можно жить на воде!
У таких домов есть подвод коммуникаций и почтовый адрес — это полноценное жильё. Само собой, просто поставить домик в понравившемся месте не получится, но такая возможность в принципе существует.
Кроме того, есть возможность швартовки лодок и яхт:
Такое есть не в каждом месте, в популярных или узких местах всё будет свободно. Это примерно как парковка вдоль улицы, только на воде.
В общем, на воде есть жизнь, это хорошо.
Тут даже есть приют для котиков на воде! Всё началось как обычное собирательство бездомных кошек одной мадам у себя дома, затем квартиры стало не хватать — пришлось снять баржу. Сначала одну, потом ещё. В какой-то момент на ситуацию обратил внимание город. Котиков раздали, осталась всего одна баржа, которую привели в порядок для комфорта животных. Сегодня тут всё ещё живут коты, которых можно взять. Только нужно доказать, что животное тебя полюбило и что у тебя есть условия для его содержания. Также надо заплатить.
Воду используют для искусства (да-да, привет ЖКХ-арту!):
Тут даже можно плавать! Вода чистая, хотя на дне может быть много велосипедов. Тут даже проводят мероприятия, например, каждый сентябрь проходит благотворительный двухкилометровый заплыв Amsterdam City Swim 2019, собирающий средства на борьбу с мотонейронной болезнью. В этом году здесь приняли участие более 3000 человек (из них 250 детей) и собрали более миллиона евро. На фото обычный тур по каналу:
Подземная велопарковка
Вчера я рассказывал о стройке подводной велопарковки у центрального вокзала, а вот такой паркинг открыли в прошлом году недалеко от площади Дам.
С его открытием вокруг ввели запрет на парковку и вмонтировали указатели:
Сама велопарковка, в указатели вмонтирован счётчик свободных мест:
В отличие от Роттердама, здесь нет эскалаторов:
С велосипедом можно заехать только в одном месте, но для пешеходов выходов несколько. Двери-крутилки специально поставили, чтобы с велосипедом было невозможно пройти:
Трамваи
Ошибочно полагать, что в Амстердаме умеют прокладывать только велодорожки. Местному трамвайному движению точно позавидуют все российские города и многие европейские.
Многие трамвайные линии, кстати, проложены на месте каналов.
Здесь не стали рушить трамвайную сеть и играть в автобусы-электробусы, поэтому вагоны исправно выполняют роль магистрального транспорта.
Все трамваи многосекционные, иначе в часы пик в трамвай невозможно будет попасть:
Вагоны низкопольные, но довольно старые. Несколько лет назад Амстердам заказал 63 (но с возможностью дозаказа ещё 60) новых трамвая у испанского CAF. Первые из них должны выйти в город уже в этом году. Внутри 50 сидячих и 125 стоячих мест.
В центре города трамваи явно проигрывают велосипеду по скорости, зато чуть дальше у них появляется полный приоритет и включается турбо. Скоростные участки здесь не отделяют заборами, вместо них используют кусты. Получается красиво и не менее эффективно:
У центрального вокзала — один из главных трамвайных хабов города. Все маршруты разделены по направлениям и приезжают на одну из двух конечных. Радует большая навигация и единое табло с указанием нужной остановки и времени подъезда:
Внутри трамваев объявляют только остановку при подъезде, а на экранах показывают возможные пересадки и время подъезда маршрутов в онлайн режиме. При подъезде к вокзалам и станциям показывают время отправления поездов.
Дурацкая местная особенность — турникеты и разделение дверей по входам. Здесь не всё так плохо, как было в Москве, но всё равно дико неудобно. Частично это компенсируется пофигизмом, вне пика можно выйти и зайти через любую дверь — валидаторы стоят у каждой.
Шутка. Но они правда запихали в трамваи кондукторов, заняв дофига места. У них можно купить билет и спросить про маршрут. Я так понимаю, это чисто туристическая история, но это очень дорогое удовольствие — оплата труда вырастает почти в два раза на каждый вагон, в Европе фонды работников иногда составляют 60% всех операционных затрат перевозчиков.
К слову, купить билет за наличные внутри общественного транспорта у вас не получится — с прошлого года ввели запрет. Говорят, сотрудники были только рады: меньше ответственности и риска, заодно это экономит время.
За неделю пользования я ни разу не видел трамвай в пробке, ни разу не видел поломок или любых иных задержек. Также всегда были безопасные платформы или успокоение трафика. В общем, трамвай здорового голландца.
Свобода
Политика и свобода неразрывно связаны с урбанистикой и развитием городов. Невозможно построить здоровое общество и города без справедливого суда, политической конкуренции и выборов. Аналогично со свободной мирных собраний — это естественное право, которое не просто так было закреплено во всех развитых странах. В случае Амстердама, я уже рассказывал про общественные движения и их итоги: протесты жителей помогли спасти город от градостроителей и сделать улицы дружелюбными для детей и велосипедистов. Сейчас же в Амстердаме я попал на спонтанную акцию экологов:
Сначала все собрались на площади, затем пошли по городу. Скандировали что-то типа «климат меняется, мы тоже должны меняться, это важно». При жизни ниже уровня моря невольно начинаешь на себе осознавать важность дружбы с экосистемой.
Перекрытий не было, но перед людьми ехали полицейские на велосипедах и при необходимости останавливали машины.
Всё было абсолютно мирно, через 10 минут от прохода нескольких сотен человек не осталось и следа.
Музей архитектуры
В центре Амстердама есть слон:
Это не совсем музей, скорее архитектурный культурный центр. Здесь проводят выставки:
Ещё его используют как площадку для образовательных встреч и сессий по вовлечению жителей. Стена с видом на воду полностью прозрачная, что делает обсуждение города очень живым — создаётся впечатление, что ты сидишь прямо на улице.
Здесь мы вместе с кураторами программы «Архитектура и Урбанизм» обсуждали местные специфики жизни районов и развития города. В этом центре можно найти информацию и купить литературу про все новые районы города. В книгах подробно описывают предпосылки и решения вопросов по новым проектам: можно понять логику специалистов и чем они руководствовались. Нам очень такого не хватает — вся информация умирает вместе с людьми.