Что голландцы строят на месте моря
Почему в Нидерландах умеют хорошо делать сложные вещи? Вопрос открытый, но мне нравится такой вариант: здесь давно ведут войну с водой, что требует большой совместной работы разных людей. Столетия борьбы научили людей договариваться между собой и планировать.
Район IJburg находится в 15 минутах на трамвае от центрального вокзала Амстердама, а ещё 30 лет назад здесь была... вода. Давайте посмотрим, ради чего голландцы воюют с водой!
История
Отсыпать район начали в 1996 году, первые жители заселились в 2004.
2000 и 2019 годы, хорошо видна насыпка следующего острова под новый район:
Статистика и современные стандарты
Сегодня здесь 18 000 домохозяйств и 45 000 жителей:
Новое жильё должно включать 40% социального жилья, 40% — для среднего класса и 20% свободного назначения. Город сам готовит вводные по новым районам: межевание, набор квартир, высотность и тд. Застройщик, по сути, выбирает способ строительства, фасады и прочие детали внутри рамок.
Для новых проектов есть норма по велопарковкам:: 1 веломесто на 25 кв.м. Всю парковку для автомобилей вообще могут вычеркнуть из проекта, если рядом есть трамвай, ЖД станция или иной хороший общественный транспорт.
Город сам проводит исследования на техническую возможность застройки, уровни шума и ветер. В результате формируется мастер-план застройки.
Тут не дают один квартал под один большой дом — должно быть разнообразие, поэтому фасады должны меняться часто, даже в рамках одного квартала.
За красоту и разнообразие отвечает комиссия по эстетике: есть документ «красота Амстердама», которым руководствуется комиссия. В каждом районе он свой. В комиссии сидят люди разных профессий, срок — 3 года с возможностью переизбрания, всего 5 членов.
Транспорт
Вопрос транспорта здесь просчитывают ещё до начала строительства района. Это нормальная практика для Европы, о подобном я рассказывал ещё на примере Стокгольма. Но наш остров весьма специфичен по местным меркам — здесь нет нормальной велосипедной связи с центром города. Всех вывозит трамвай:
Трамвай едет в своём тоннеле до центрального вокзала:
На острове трамвай едет по главной улице. Его можно даже назвать «скоростным» по местным меркам, у него идёт обособление кустами от людей — между остановками вполне разгоняется до 50 км/ч, на светофорах приоритет:
А это — будущий коридор на новый остров, который сейчас отсыпают:
Пока же трамваю сделали временную конечную с туалетом для водителей и местом для отстоя на случай сбоев:
Это та же главная магистральная улица города, для машин здесь оставлена одна полоса с расширением перед поворотами. В дизайне и распределении пространства хорошо видна местная иерархия: большие тротуары с зеленью и велодорожкой, одна полоса для машин для подъезда и разгрузки, трамвай с зеленью. Хотели бы жить на такой улице?
У нас принято расширять сразу всю улицу до нужного количества полос, но это глупо и дорого. На улице со светофорами самое узкое место — на перекрёстках. Можно добиться нужной пропускной способности за счёт локальных расширений перед ними, а не на всей улице сразу.
С велосипедами, как я говорил, здесь всё грустно — на них можно уехать с острова, но связка с центром очень неудобная и долгая. Однако это не означает, что про велосипед здесь забыли! Это хорошо видно по парковке магазинов — жители активно ездят на велосипеде внутри района:
«Как я поеду с детьми из школы на велосипеде, да чтобы ещё и за продуктами заехать?!» Вот так:
Велодорожки есть лишь на магистральных улицах:
На внутрирайонных делают такой дизайн, что можно безопасно ехать по проезжей части. Ещё здесь нет переходов, люди могут переходить в любом месте, а вместо кучи знаков — понятный дизайн.
С помощью покрытия наглядно разделяют классы улиц: асфальт — магистральная улица и привычные приоритеты, мощение — улица в жилой зоне с ограничением 15-30 км/ч.
У нас подобное кладут на бетон, что проще и быстрее, здесь же используют пирог из разных материалов — вода уходит через швы. За счёт этого здесь почти не бывает луж и не нарушается экосистема места.
Парковка есть только на улицах в жилой зоне, но даже тут её разбивают зеленью:
Парковка платная, €3,5 в час. Для резидентов свои условия.
Разнообразие квартир
В 20 веке голландцы обожглись социальными проблемами типовой застройки: хотели город-сад, а получили гетто. Теперь те районы массово реновируют, про это будет отдельный пост. В новых же районах они активно смешивают социальные группы, создавая разнообразные типы жилья.
Есть привычные для нас дома с подъездами и квартирами:
Планировки будут различаться, двух одинаковых домов вы не встретите:
Голландцы очень любят дома галерейного типа. Говорят, местные архитекторы частенько вдохновляются российским авангардом и функционализмом.
Высотные и многоквартирные дома идут скорее редко вдоль магистральных улиц:
Дальше же высотность снижается, появляются таунхаусы на несколько семей:
У таких домов есть выход на общую улицу, а изнутри свои небольшие участки для парковки, кладовки, батута или гриля. Там же идёт небольшой подъезд:
Чтобы через внутриквартальные проезды не было транзитного трафика, их разбивают пешеходными связками:
Это и не улица, и не двор. Ещё тут хорошо видно три типа жилья на одном фото: небольшой свой дом, таунхаусы и многоэтажка с квартирами на заднем фоне.
Другой пример внутриквартальной связки:
Иногда встречается компромисс: многоквартирный дом, но у первого этажа свои входы.
Люди активно дополняют улицу мебелью и растениями, милота!
Ещё здесь есть отдельная интересная история: несколько кварталов отдали под частную застройку самими жителями. У людей были некоторые ограничения, но в целом относительная свобода в выборе дизайна и материала. Получился современный квартал, но разнообразие на уровне исторического центра — каждый дом уникален.
Чем меньше участок и дом, тем больше гибкости застройки и страховки от кризисов. Это оказалось очень кстати в 2008: банковский кризис сильно ударил по строительным компаниям, многие дома района встали, но именно эти дома строили люди за свой счёт — их кризис затронул меньше всех.
Хочу напомнить, что автомобилизация Нидерландов выше российской почти в два раза. Просто здесь никто не требует себе бесплатной парковки. Хочешь иметь место — плати. Кто-то строит гаражи, кто-то просто кидает машину на своём газоне, а кто-то делает дворик для отдыха:
Можно посмеяться над голландцами, которые при жёстком дефиците земли не строят человейников, но плотность здесь очень высокая. Пустого пространства почти нет — под застройку идёт не менее 90% земли. Это хорошо видно со спутников:
Землю можно использовать по-разному, у нас стараются построить 100 квартир одним большим домом, вокруг которого будет пустота. Здесь вместо этого строят двадцать домов поменьше, чтобы создать максимально благоприятную среду для жизни.
Функции
Район преимущественно жилой, но не совсем. На центральной улице много разного бизнеса, от супермаркетов до рыбных ресторанов. Есть отдельные небольшие площади:
Есть несколько офисных зданий, а также колледж:
Чёрный дом — гостиница. Причём в ней сделан упор на экологичность: ковры из бывших сетей для рыб, глину для чашек собирали со всех городских классов для творчества, вентиляция за счёт естественной циркуляции воздуха, своя выработка энергии и так далее.
Ещё здесь же оставили бухту для яхт:
Хотя в Амстердаме вполне можно жить на канале и парковать свою лодку там, даже в этом районе.
Была даже сделана специальная школа для обучения кайтингу:
Школа и парк
Про новую школу был отдельный пост, также я немного показывал и рассказывал про систему детских садов. Само собой, здесь всё это тоже есть:
Это старшая школа, она выходит на улицу и формирует небольшой двор:
Во дворе закрытый сад и огород:
Школа стоит напротив местного парка:
Получается хорошая комбинация точек притяжения: дети контактируют с парком, здесь же проводят некоторые уроки при желании, парк наполнен жизнью и используется совместно школой и обычными жителями — не нужно выводить огромную территорию чисто под школу, а потом отдельно строить парк для жителей.
Советские спальники делали по аналогичному сценарию, но там именно школьная территория была общей, а здесь парк изначально для всех. Хотя у нас силовики уничтожили всю градостроительную задумку своими требованиями к заборам.
Единственный забор встретился на площадке для совсем маленьких детей, но даже здесь его продублировали кустами:
Сам парк без излишеств, но весьма функциональный. Никаких ярких игровых:
За детей не придумывают игры, а скорее дают простор для фантазии:
Как вы могли заметить, здесь не делают привычных дворов — всю землю пускают под застройку. Зато в пешей доступности будет хороший парк:
Чему нас учит этот район
Для начала, он учит нас красоте. Современные районы могут быть разнообразными и красивыми. Более того, Нидерланды — одна из немногих стран, чья новая застройка обладает признаками самоидентичности: её можно отличить от английской, немецкой или американской. Во многом это достигается за счёт кирпича — его здесь используют очень давно и не собираются отказываться.
Если в России и некоторых других странах любят жить повыше, чтобы не видеть других людей и улицы, то здесь архитектура и обустройство улиц создаётся ради красивого вида. Каналы, деревья, мощение, кирпичи и прочие детали — вид из окон фантастический. В том числе по этой причине здесь жильё на первых этажах ценится больше.
Здесь мало земли, её ценность хорошо понимают, но также осознают важность качественной застройки: как они построят сегодня, так район и город будут жить следующие десятилетия или даже столетия. В отличие от Азии, здесь застройка создаётся на века — это предполагает гибкость решений. Например, дома с квартирами на первых этажах легко можно переделать под магазины и обратно при необходимости.
Никто не пытается построить как можно больше квадратных метров в рекордные сроки, спешка может стать бомбой замедленного действия. Поэтому жильё дорогое, но часть отдают под социальные нужды — без смешения разных классов в рамках одного квартала получатся трущобы для бедных или гетто для богатых.
Голландцы создают устойчивые города: принятые сегодня решения не создадут проблем будущим поколениям. Очень хочется научиться у них этому.
Поэтому я очень рекомендую каждому по возможности съездить в Нидерланды на обучение. В апреле 2020 будет следующая образовательная поездка курса «Архитектура и Урбанизм», по промокоду «Гершман одобряет» дают 10% скидки, набор книг по современной архитектуре Нидерландов и воркбук по креативному мышлению для архитекторов и дизайнеров.