November 18, 2019

Будущие трущобы под Самарой — что с ними делать?

У городов бывают разные проблемы: транспортные, коммунальные, архитектурные и многие другие. Но чаще всего мы обсуждаем физические проблемы, которые можно потрогать: дырки в асфальте, текущая крыша, грязные маршрутки и так далее — никому не нужно объяснять, что это проблема и её нужно решать.

Но проблемы социума вечно обходят стороной: зачем тратить на это своё время и силы, если их даже не видно? Но если их нельзя потрогать, это не значит, что их нет. Более того, транспорт, архитектура, дизайн и прочие материальные сферы напрямую влияют на самочувствие общества и каждого конкретного человека.

Сегодня я вам покажу новый район под Самарой, в котором нет ни одного человейника, но который уже сейчас становится огромной будущей проблемой для всего города.

Транспорт

Микрорайон назвали «Крутые ключи», хотя все называют его в честь автора проекта, Кошелева. Район построили в поле у самарской Меги.

Из центра города без пробок сюда можно доехать примерно за час. С пробками в 2-3 раза дольше. Общественный транспорт представлен маршрутками и ПАЗиками, ехать на них просто унизительно и дольше минут на 30. Рядом есть жд станция, но электрички ходят крайне редко, путь до того же центра может занять часа 2-3.

Район уже заселён, сейчас строят новые очереди. Но зависимость от автомобиля убивает не только всю среду района, но и всю Самару — каждое утро десятки тысяч людей на своих машинах едут из пригорода и блокируют улицы города. Внутри микрорайона даже в выходные случаются пробки.

Планировка

С воздуха этот район напоминает...

... концлагерь:

Разработчики проекта даже не пытались работать с застройкой и разделять как-то пространство на публичное и частное. Вы никогда не поймёте, где двор, а где улица:

Работал принцип Ctrl+C — Ctrl+V. Даже самые скудные советские спальники так не делали. Здесь нет ни одной доминанты, никак не учитывали пешеходные пути и разнообразие. Стройные ряды одинаковых домов и точка:

Лишь построенный храм как-то завершает бульвар и служит доминантой, но вышло это скорее всего случайно.

Обычно в рассказах про новые районы в той же Европе я уделяю внимание паркам, дизайну улиц и прочим деталям общественных пространств. Здесь таких пространств нет. Более того, я почти уверен, что улицы и проезды оформлены как дворы, то есть жители юридически могут их закрыть — это не общественные пространства.

Иногда встречаются скамейки и какие-то зоны отдыха, но комментировать их нет никакого желания:

Иногда встречается бизнес, но чаще всего это наливайки:

Зато ряд проездов блокированы с одной стороны, что исключает транзитный трафик через них. Это хорошо, но площадки под пожарную технику запаркованы — спецтехника не сможет развернуться и проехать.

Основное место жизни — Мега, где есть магазины, еда, кино и всё остальное. Вот только торговый центр подменяет собой город, это очень плохая тенденция и признак больших проблем.

Дизайн

Дома под копирку, отличить свой дом от соседнего можно по очень небольшой табличке с номером или марке покрышек соседа на балконе:

Цвета и штукатурка приятные, но без разнообразия это превращается в ад:

Создать уникальность дома можно без лепнины с помощью краски, то есть можно было сделать в разы лучше без лишних затрат — всего лишь нужно было позвать архитекторов для выбора паттерна. Но увы:

Даже в новых очередях, где есть закос под новый дизайн, на все дома наносят  один и тот же рисунок:

Сами дома нейтральные и без замахов на шедевр — это могла бы быть хорошая фоновая застройка, но без доминант и разнообразия это не работает.

С дизайном пространств всё плохо. Даже если забыть про индивидуальность среды и интересность, остаётся очень много вопросов к качеству:

Наличию и ширине тротуаров:

И безбарьерной среде:

Понимаю, выходить из дома и машины в таком районе лишний раз не хочется, но это не повод издеваться над родителями с колясками и другими маломобильными. Уж опустить бордюры в чистом поле явно можно было без проблем:

Местные помойки — с полуподземными баками, что хорошо, но вот их вид вызывает ужас. Этот ужас испытывает каждый житель района при приближении:

Аналогично с подъездами — их оформление скорее напоминает мусорокамеру:

Каждый житель дома минимум два раза в день испытывает микростресс от такого подъезда, даже если не замечает этого:

Для сравнения, подъезд нового дома эконом-класса в Екатеринбурге:

Зачем люди это покупают?

Здесь преимущественно однушки и двушки. Цены на вторичку начинаются примерно с 900 тысяч за однушку и доходят до 2 млн за двушку. Иными словами, сюда как правило едут люди с небольшим достатком и молодые семьи, для многих это первая личная квартира.

Ситуация классическая — люди смотрят на ценник и не оценивают дальнейшую цену жизни и риски. Это глупо с точки зрения вложения своих денег, но люди пытаются решить первичную задачу: съехать от родителей и иметь свою крышу над головой, тёплый туалет внутри дома и всё. С учётом других новостроек города подобного класса с 10-20-30 этажами и асфальтовыми дворами, этот вариант кажется очень даже приемлемым. Вот только низкая цена на входе оборачивается большими затратами жизни: нужда в машине, бензин, потерянное время в пробках — это всё стоит денег.

Место нашей жизни определяет стиль нашей жизни: будем ли мы ходить пешком и вести здоровый образ жизни, сможем ли встречаться с друзьями, как дети будут контактировать со средой и на что вообще мы будем тратить время. Именно поэтому одинаковые по площади квартира в типовом доме в поле и в историческом центре будут иметь разную цену — в центре ты получаешь в разы больше общественных благ.

Что может случиться в будущем с этим микрорайоном

Запросы людей имеют свойство повышаться: сегодня молодая семья довольна этим районом, через год они посчитают затраты на бензин и время поездок, ужаснутся и захотят более удобное место для жизни. Этот район этого предоставить не может, здесь даже трёшку купить невозможно.

В рассказах о новых районах других городов я делаю упор на транспортную доступность, окружение и разнообразие: даже если ты хочешь купить квартиру получше, это можно будет сделать в том же квартале. Разнообразие квартир и домов упрощает переезд, создаёт меньше проблем с транспортом, школами и прочими деталями жизни — всё это ментально привязывает человека к городу, делает его жизнь проще и приятнее. Здесь такого не будет, даже храм не спасёт.

Ещё одно важное свойство разнообразия жилья — социальная стабильность. Когда район заселён примерно одинаковым классом людей, это становится бомбой замедленного действия. Высок риск зарождения трущоб: люди будут покидать район в поисках жилья получше, спрос может оказаться меньше предложения, цены начнут падать, район — заселяться маргиналами и мигрантами. В итоге может случиться социальный взрыв, решать его придётся всем городом за общий счёт.

Что делать-то?

Следует детально изучить жизнь нового района. У нас этим никто не занимается, хотя это кладезь для социологов и очень полезно для застройщиков. Местные мне рассказывали, что район уже стал заполняться мигрантами. Надо понять, кто уезжает и почему. Уверен, это может быть интересно местным ВУЗам.

Надо срочно решить вопрос с зависимостью от машин — это уже общегородская проблема. Слава поездам, тут есть железная дорога: нужно пустить электрички каждые 15-30 минут, которые будут интегрированы в общегородской транспорт. Это сложно и дорого, но в разы лучше постройки развязок и подземных переходов на пути тысяч жителей Кошелева в Самару.

В самом районе следует создать сеть велодорожек, чтобы люди могли даже из самого дальнего угла быстро и безопасно доехать до электрички — пешком идти долго, на машине ехать сложно, а велосипед полностью решает задачу.

Сейчас здесь нет дворов и улиц, сама застройка не предполагает такого — это плохо. За счёт точечного строительства можно закрыть тупиковые проезды: у людей появится приватный двор (желательно без машин), сформируется улица и можно будет предусмотреть нормальные площади и бульвары. При такой застройке особенно важны общественные пространства — про это я не так давно писал.

Новые дома могут стать своего рода доминантами, включить нормальные помещения под бизнес и разные типы жилья: с участками на первых этажах, выходом на крышу, многоквартирные и так далее.

Отдельная большая работа нужна с самими жителями, они явно не оценят внимание и какую-то новую стройку под окнами. Поэтому сначала именно работа по изучению жизни района, затем работы с формированием соседского сообщества, и лишь потом через обсуждение — возможная достройка и создание новых пространств.

К слову, на неделе расскажу про опыт реновации старых спальников в Амстердаме, они тоже наломали дров полвека назад. Пока же можно почитать избранные посты про застройку: там теория, зарубежная практика и примеры новых районов со всего мира.