Московские диаметры: что нужно знать перед запуском
Судя по слухам, в этот четверг наконец-то запустят первые два диаметра городской электрички Москвы: Лобня-Одинцово и Нахабино-Подольск. Официальных релизов пока нет, есть лишь приказ РЖД о смене расписания и множество наводящих фактов. Огромное количество недоделок вносят смуту в эти планы, но запуск с косяками и последующим исправлением всего в процессе работы — добрая традиция московских чиновников.
Давайте посмотрим, чего стоит ждать, что получилось хорошо, а где заложили ошибки. Заранее скажу, что МЦД, Диаметры, Д-1 или Белорусско-Савеловский, D-2 или Курско-Рижский, просто первый диаметр, — это всё одно и то же, просто мэрия устроила путаницу с названиями.
Перед использованием
Тройки нужно будет перепрограммировать в кассах. Это нельзя сделать заранее, только после запуска диаметров.
Прикладывать проездные к турникетам/валидаторам нужно будет в начале и конце поездки. Если забыть это сделать в конце, то карту заблокируют, снять блокировку можно будет в кассе за ₽150. Валидаторы выглядят так:
Что делать, если валидаторы сломались:
В системе диаметров будут работать не только новые брендированные поезда, но и обычные электрички и частично поезда Аэроэкспресса. Экспрессы и поезда дальнего следования продолжат жить в привычных условиях.
Тарифы
На диаметрах будет три зоны: «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
«Центральная» зона будет работать в пределах МКАДа и чуть выходить за его пределы (от Волоколамской до Остафьево и от Марка до Сетуни). Здесь будет действовать московское билетное меню со всеми абонементами.
Пересадка на метро, другие диаметры и МЦК бесплатная в течение 90 минут от первой валидации.
Пересадка на наземный транспорт идёт как отдельный проход в проездных на определённое количество проходов, с доплатой в ₽21 и включением тарифа 90 минут на электронных кошельках, либо бесплатная при безлимитных проездных .
Можно будет оплатить PayPass/PayWave и Samsung Pay, Apple Pay и Google Pay. Проехать можно будет и по билетам для электричек, но тогда все пересадки платные. Бумажные билеты «Единый» работать не будут.
«Пригород» пройдёт по Подмосковью от «Центральной» до «Дальней» зоны. Конечные станции «Пригорода» — конечные станции МЦД. Стоимость проезда ₽45, бесплатная пересадка на МЦК, метро и другие диаметры в течение 90 минут по электронному кошельку «Тройки».
На Тройку или Стрелку доступны безлимиты на 1 сутки (285 рублей), 3 суток (545 рублей), 30 дней (2570 рублей), 90 дней (6940 рублей) и 365 дней (24450 рублей).
Если у вас есть абонементы на «Центральную» зону, то всё равно придётся покупать полный разовый билет. Для выезда в «Дальнюю» зону необходимо будет приобретать существующий пригородный абонемент у жд операторов или оплачивать всю поездку электронным кошельком.
«Дальняя» — ₽45 по умолчанию + ₽23 за каждую зону от/до «Пригородной» зоны. Бесплатная пересадка на МЦК, метро и другие диаметры по Тройке здесь будет в течение 90 минут от момента въезда в границы МЦД.
Льготы для школьников-студентов-ординаторов действуют в «Центральной» и «Пригородной» зонах.
Провоз велосипедов бесплатный в «Центральной» и «Пригородной» зонах, но нужно получать бесплатный билет. В «Дальней» зоне — по действующим тарифам.
Крупногабаритный багаж обойдётся в 60 рублей и отдельный билет, бесплатная пересадка для багажа не действует. Бумажные «Единые» работать на МЦД не будут.
Интервалы
Основная цель реформы — сделать из электричек подобие метро: единые билеты, бесплатные пересадки, надёжность и короткие интервалы. С тарифами вроде разобрались выше, давайте посмотрим на графики движения. Мэрия обещала интервалы 5-6 минут в часы пик, то есть можно пойти на станцию и даже не смотреть расписание. График работы диаметров будет таким же, как в метро: с 05:30 до 01:00.
Пассажиров МЦД-2 можно поздравить: расписание им делал настоящий профессионал, интервалы не более 12 минут до самого последнего рейса. Каждый час по одним и тем же минутам отправляется поезд. Например, каждый день из Нахабино в 2, 14, 26, 38, 50 минут каждого часа будут ходить поезда диаметров. С 4 до 23 часов утра, каждый час — одинаково. В будни и выходные — одинаково! Запомнил эти числа для своей станции, и ты точно знаешь, когда будет электричка. Это такт здорового человека.
Между этими базовыми поездами могут быть (а могут и не быть) другие поезда: экспрессы, обычные дальние электрички, сквозные дальние электрички и другие. В час 5 поездов МЦД и 5 прочих.
Пассажиров МЦД-1 можно пожалеть: у вас расписание составлял какой-то вредитель. Время отправления разное, интервалы до 21 минуты в час пик, есть дыры по полчаса и укороченные рейсы только до центра. Причины случившегося до конца не ясны: возможно, это какое-то лоббирование Аэроэкспресса или временные костыли, которые исправят позже.
«Аэроэкспресс»
Поезда «Аэроэкспресса» до Шереметьева поедут совершенно иначе с пуском диаметров.
Поезда будут ехать от Одинцова до Белорусского вокзала со всеми остановками по тарифам МЦД. Между вокзалом и аэропортом сохранится режим экспресса с добавлением Савеловского вокзала, остановка на Окружной сохранится, цена будет уже «Аэроэкспресса». В работу выйдут двухэтажные Штадлеры.
Время в пути между Одинцово и Шереметьево сейчас составляет 90 минут, от Белорусского до Шереметьево поезда будут ехать 50 минут. Отправления с вокзала будут в 05 и 35 минут каждого часа.
Новые поезда
Вместе с существующими электричками на первом этапе проекта по маршруту Одинцово-Лобня будет ходить 15 новых поездов Иволга, на маршруте Нахабино-Подольск — 24. Есть Иволги первого поколения с не очень удобным салоном и детскими болячками:
Есть Иволги второго поколения, там всё получше:
Внешние конструктивные изменения очень радуют, прямо приятно смотреть. Но графические детали немного портят картину. Например, на борт нанесли гербы Москвы и области — это неплохо, если бы они не были так похожи. В итоге это выглядит как полная и упрощённая зеркальная версия одного и того же. Уверен, вместо гербов можно было разместить аналогичную по смыслу информацию иначе.
В салоне добавили экранов, розеток, сидушек и столиков, стало очень круто.
Готов расцеловать инженеров и дизайнеров за эти сидушки!
Не помню, чтобы раньше была отдельная зона для колясок:
Большой минус Иволги — огромная кабина. Она сжирает половину вагона.
Есть много экранов, но на выставках показывали очень убогое наполнение: нет акцентов на важном и много мелких шрифтов, а белый текст на жёлтом фоне вообще выглядит издевательством.
Надеюсь, графику исправили перед пуском.
В целом же всё годно, такие поезда радуют:
Станции и навигация
Перед запуском переименовали многие станции, привязав их к местным топонимам. Например, Инновационный центр наконец-то стал Сколково! Но есть и минус: топонимическая бомбардировка коснулась устоявшихся названий, которые имели свою историю. Например, Карачарово и Северянин.
На старых платформах и станциях проводили косметический ремонт, но впервые это делали с привлечением дизайнеров и архитекторов. Без китча в стиле РЖД стало чуть приятнее:
Билетные автоматы спрятали под козырьки:
Навигацию постарались сделать в едином стиле с Москвой, но получилось плохо. Например, местами цвет фона Диаметра отличается от заявленных. Кто-то не смог в цветопробу. Или другой пример: выходы нумеруют, но карты местности никто не делает. Чем мне помогут номера без информации о точках притяжения? Кроме того, город устроил цирк с названиями диаметров: местами пишут МЦД, где-то просто диаметры, а в навигации будут D1 и D2.
В сети уже начинают всплывать более очевидные косяки:
Это указатель на выход — об этом написано и сверху, и снизу. В белой части добавили номера выходов, но как они помогут пассажиру, который не ориентируется на месте? Зачем вообще делить указатель на чёрную и белые части? Информация дублируется, но найти нужный выход этот указатель не очень-то помогает. Лучше бы обозначили ориентиры и точки притяжения, или хотя бы установили карты.
Новое табло, вновь вопросы: зачем занимать часть полезной площади экрана для обозначения номера пути, если этот номер не меняется? Вместо времени отправления лучше указывать минуты до поезда — это понятнее и не нужно искать взглядом текущее время.
Зачем использованы желтый и зелёный, что это кодирование обозначает? Почему шрифты не адаптированы под это разрешение? Ширина табло позволяет сверстать всё намного лучше.
Вне станций всё классически плохо, о доступной и не унизительной среде остаётся только мечтать. Например, вот подход к станции МЦД Каланчёвская в центре Москвы:
Вопрос бесполезного шмона на станциях также не был решён. В общем, как я уже писал, работы над гуманизацией станций и территории вокруг ещё много.
Предварительный итог
- зоны не всегда учитывают реалии, например, московский посёлок Северный оказался вне зоны города
- расписание МЦД-1
- часть дальних электричек отменена, часть обрезана до станций Царицыно и Подмосковная
- маршрутные скорости не увеличились
- если у меня есть городской или пригородный безлимит, но мне надо дальше — нет возможности доплатить с учётом имеющегося безлимита, придется покупать билет с нуля
- платная пересадка на наземный транспорт по заградительной цене
- разносортица подвижного состава
- пиара много, хорошего информирования мало
- архитектура и общее устройство хабов
- не решён вопрос связности районов и удобных переходов через железную дорогу — с началом Диаметров начнут массово строить неудобные надземные переходы с кучей лестниц
- путевое развитие станций недостаточно
- отсутствие планов на глубокие вводы
- заявленные на старте проекта параметры (интервалы, время в пути, цены, удобство пересадок и т.д.) даже близко не выполнены
- провал в нейминге, вместо МЦД нужны просто Диаметры
- неразбериха с навигацией
- повтор ситуации с МЦК, когда далёкие друг от друга станции отмечали пешими «пересадками»
- поход в кассу за билетом на велосипед
- расписание МЦД-2
- безлимитные проездные зон центральная и пригородная, возможность проезда по Тройке
- бесплатная пересадка на метро, МЦК и другие диаметры
- отсутствие дневных окон и пропусков остановок
- строительство новых станций
- признание электричек полноценным городским транспортом: больше не будут строить метро вдоль ЖД, выдвигать идеи убрать ЖД из центра города и т.д.
- драйвер развития наземного транспорта