10 провалов Москвы этого года
Традиционное подведение итогов года для Москвы. Сегодня посмотрим неудачи, попробуем сделать выводы и понадеяться, что в 2020 (и далее) их повторять уже не будут. Завтра же будет подборка с хорошими вещами.
1. Выборы без выбора
Многие разделяют политику и урбанистику, что совершенно неправильно. Закупка трамваев вместо маршруток — политика. Введение платной парковки — политика. Автомобильная трасса под окнами вместо парка — политика. Передача застройщикам земли в центре под человейники— политика. Такой список можно продолжать очень долго.
Выборы в городскую думу показали, что у нас не работают самые элементарные права и институты, а в любой непонятной ситуации включается режим дубинки. Просто представьте, что кто-то хочет сделать город лучше и идёт в парламент для принятия нужных законов, а его за это сажают, штрафуют или проводят ночью обыски — как в таком городе можно планировать свою жизнь и пытаться что-то изменить?
2. Провал общения
Сейчас город пытается проводить какую-то политику и даже делать полезные реформы. Например, за пределами центра стали приводить в порядок улицы: сужать слишком широкие полосы, убирать парковку перед зебрами, делать островки безопасности и так далее. Режим работы скрытный: втайне кто-то делает проекты, по каким-то неведомым принципам выбирают улицы и в ночи выходят рабочие. Нужно ли говорить, что жители в шоке от такого?
Всё это активно делали в центре последние годы, но там не так много жителей и иная специфика, тут же в целом хорошие намерения с отвратительной организацией процесса натолкнулись на отчаянное сопротивление жителей. Это можно было предвидеть и решить основные проблемы до их извержения, но город просто не смог. В результате всё лето были посты о случайных бордюрах, наездах и так далее. В Капотне же проекты вообще откатили, а к людям стали приходить полицейские.
Подобные явления есть с медициной, образованием и многими другими проектами города: кто-то приходит и начинает менять уклад жизни людей, жителям это не нравится, и начинаются локальные бунты. Активный гражданин же давно превратился в фикцию.
Отдельно бы отметил скандалы с Ямой и молодёжью в центре Москвы — везде стараются всё запретить и закрыть забором вместо диалога и попыток хотя бы изучить конфликт.
3. Строительный каток
Не важно что и как строить, главное — строить. Москву продолжают уродовать хордами, развязками, подземными переходами и так далее. Продуманность новых станций метро и уровень планирования ниже некуда. Нужные для города проекты, типа трамвая или центрального участка жёлтой линии метро, не строят — зачем заниматься чем-то дешёвым или наоборот сложным, когда основной параметр успешности в количестве, а не качество.
Ключевое — у города нет какой-то внятной и единой стратегии. Каждый начальник придумывает что-то своё, а обилие денег открывает дорогу любому идиотизму.
4. Громкий пиар и пустой результат
Московская мэрия очень любит пиар собственных проектов, особенно когда речь идёт о чем-то «самом большом в Европе» или хотя бы «... в мире». Очень часто это играет против самой мэрии: у людей завышаются ожидания, а потом они сталкиваются с реальностью.
Именно так случилось с московскими диаметрами: турникеты сломались, электрички не вмещали людей, вагоны обновили не все, станции страшные и так далее. В лучшем случае, до заявленных изначально планов по первым двум диаметрам всё доделают года через 2-3. В итоге страдают хорошие проекты, а с каждым таким провалом веры в слова мэра и его команды всё меньше и меньше.
5. Парковка вместо велополосы
Планы по развитию велодвижения Москвы давно похоронили в ящике стола, но в этом году наметился физический откат: с Мытной улицы убрали велополосу.
Велополоса была бесполезной по простой причине: она вела из ниоткуда в никуда. Это как построить кусок дороги среди поля и удивляться отсутствию машин — откуда им там взяться?
Вот только вместо решения проблемы и создания сети безопасных дорожек по всему городу решили пойти простым популистским путём и всё убрать. По сути, это заявление мэрии о полном откате всей велосипедизации и неспособности доводить до конца собственные же инициативы.
Если вам кажется, что у нас не тот климат для велосипеда, то прочитайте сначала этот материал. Если уверены, что Москва слишком большая для велосипедов — пост про мультимобильность и транспорт последней мили. В конце концов, велодорожки ещё нужны самокатчикам.
6. Лакокрасочные войска
Нет проблемы, которую не закрасят московские коммунальщики! Красивая деревянная скамейка легко может стать серо-коммунальной. Надпись мелом на фасаде жёлтого дома? Правильно: закрыть всё серой краской! Даже полированный бетон Ямы и сосновый пол Парящего моста Зарядья не выдержали.
Город научился покупать и делать что-то красивое, но дворникам забыли объяснить, что с этим делать.
7. Транспортный кризис
Хвост виляет собакой — примерно так можно объяснить работу наземного городского транспорта Москвы. Подробно писал про 10 проблем автобусов и трамваев, которые копились десятилетиями и с которыми не торопятся бороться.
8. Право гонять выше права на жизнь
В Москве всё ещё не принята нулевая терпимость к смертям в ДТП. В случае смертельной аварии будет виноват пешеход или водитель, но никак не город или проектировщики. Общая аварийность снижается, но растёт число пострадавших пешеходов. Например, более 90% всех наездов на школьников в Москве происходит в радиусе пешей доступности от школ. Есть ли у города план по спасению детей? Нет.
В Зеленограде в этом году рост убитых на улицах составил... 250%. Был ли кто-то из префектуры или ГИБДД уволен за это, лишён премии или хотя бы публично осуждён? Нет. Хотя бы публичное извинение и обещания работать лучше? Нет, общественность даже не пустили на заседание комиссии по безопасности. Зато был запрещён митинг за безопасность детей.
9. Город для молодых и сильных
Перейти Тверскую в пределах Садового кольца без спуска по лестницам невозможно. Аналогично с Новым Арбатом и многими другими улицами. Яндекс даже анонсировал специальные маршруты для маломобильных в своих сервисах — это провал Москвы. Городская политика не опирается на самого слабого и незащищённого жителя, поэтому пользоваться городом могут лишь молодые и сильные.
10. Экология
Всё просто: город этим не занимается. Вырубка деревьев, закатка газонов в асфальт, яркая подсветка природных зон без учёта среды для животных, мусорный вопрос, шум от машин и так далее.
Проблема не в отдельных хордах через заповедники и ядерные могильники, мощении улиц, уплотнении или уничтожении троллейбусов — город просто не ставит цели поддерживать экосистему здоровой для людей и всех других жителей, проекты не проходят экологическую экспертизу (в широком смысле) и не соответствуют мировым стандартам.