Варшава: улучшение улиц, новая набережная, сталинский позор и дорожные детали
Мне Польша очень нравится. В отличие от развитых стран и городов, поляки только на пути к современному комфортному городу. У наших городов во многом общие проблемы, но если у нас пытаются их игнорировать, то здесь в последние десятилетия успешно решают.
Если здесь продолжат такими же прыжками догонять запад, то очень скоро Варшава станет на одном уровне с городами Германии и других западных стран. В общем, нам есть, чему поучиться!
Улучшение улиц
Широкие улицы-проспекты — беда многих постсоветских городов. Градостроители прошлого были крайне увлечены мечтами о городе для автомобиля, игнорируя всё другое. В Варшаве молодцы, что такие улицы стараются делать человечными: дублируют подземные переходы по земле, дают приоритет общественному транспорту и стараются успокаивать движение. В прошлой поездке я уже останавливался на этом, но прогресс не стоит на месте! Такой улица была:
По российским меркам всё круто: уличная мебель, ровное покрытие без рекламы или столбов, велодорожка и нормальная парковка в кармане. Но это довольно примитивный и утилитарный уровень благоустройства:
После реконструкции она стала такой:
Согласно старым градостроительным планам, здесь хотели сделать ещё пару полос. В итоге от расширения отказались, зато появилось больше зелени:
Деревья, кусты и травы — важная часть экосистемы города. Повальное мощение или асфальтирование повышает нагрузку на ливнёвку, уничтожает флору и фауну, негативно воздействует на микроклимат и так далее. Это тот случай, когда при работе над улицей улучшают вид города, экологию и повышают привлекательность жизни. А ведь могли просто всё отдать машинкам, как в Челябинске!
Всё многолетнее — не надо каждый год высаживать и убирать растения, только косметическая стрижка. Это лучше простых газонов, ведь в них не живут насекомые и мелкие животные, потому что есть нечего (хотя могут жить клещи). Исчезают насекомые — исчезают птицы. Ещё птицы едят семена травы, а у газона нет семян. В общем, газон — пустышка, совершенно бесполезная и жутко дорогая в содержании.
Временные бортики у проезжей части сделаны от реагентов. Снега или льда не было, в городе было около +10, как и в Москве. Видимо, озаботились заранее и на всякий случай поставили — дешевле так защитить растения и землю от солей, чем каждый год высаживать всё заново.
Велосеть есть почти во всём городе, не везде она сделана хорошо, но есть возможность безопасно ездить на велосипеде по делам. Здесь же появился велосчётчик — штука призвана популяризировать велосипед в глазах людей, чтобы не было тупых комментариев «да кто там ездит!?» Где-нибудь в Нидерландах таких штук вы не встретите: там просто нет нужды объяснять людям, в чём удобство и польза велодорожек.
На другой улице рядом просто высадили новые деревья:
Царство столбов
В Польше огромная проблема с парковкой машин на тротуаре, Варшава не стала исключением. Вместо наведения порядка с помощью контроля и штрафов, здесь пошли путём столбиков.
Это быстрая победа, которая оборачивается против самого города: появляется паттерн «столбик есть — парковки нет, столбика нет — парковка есть». В результате ставить столбики приходится вообще везде.
Про этот феномен я писал отдельно, с ним столкнулись не только в Варшаве. Сейчас они никак не могут соскочить с этого крюка, приходится захламлять все улицы и тратить больше денег на содержание города.
«Берлинская подушка»
Это такой лежачий полицейский, на который машина обязательно заедет одним колесом, но автобус или грузовик сможет проехать без проблем за счёт более широкой базы. В итоге пассажиры получают меньше тряски, а жители вокруг — меньше грохота.
В России иногда встречается, но любая организация по формированию дорожного движения крайне боится их ставить, так как их нет в ГОСТах. Но и запрета, к слову, тоже нет.
Безопасная остановка
Мосты — опасные места города: вокруг нет зданий или деревьев для субъективной оценки скорости, а длинные прямые полосы приглашают ехать быстро. Поэтому многие мосты на западе сейчас «успокаивают» островками безопасности, кругами или высаживают зелень в кадках. В центре же Варшавы прямо на мосту трамвайно-автобусная остановка, но для платформы места просто нет.
В итоге перед остановкой идёт островок безопасности, который всегда вынуждает водителей сбросить скорость, а съезды с моста просто сузили перед зеброй.
Дальше же идёт венская платформа — полосу поднимают до уровня тротуара. Такие сейчас делают в Москве.
Здесь же останавливаются редкие автобусы, чтобы уровень пола автобуса и асфальта был единым и была безбарьерная среда:
Повсеместные островки безопасности
То, что у нас так боятся делать, здесь — норма:
Про пользу островков безопасности я писал отдельно, их делают не только на переходах:
В отличие от Германии, Англии или Нидерландов, Польша — постсоветская страна, где многие решения типовые. Иными словами, условия в этой стране максимально похожи на российские реалии. Только здесь пошли по пути интеграции в мир, перенимая лучшее, без поисков собственного пути.
Поэтому тут островок безопасности — такой же обязательный элемент, как тротуар, бордюр, светофор или разметка.
Польша бедная страна, здесь не могут за год переделывать 50-100 улиц. Поэтому многие островки мобильные, их можно поставить небольшой бригадой за день на всей улице без разрытий и миллиардных контрактов.
Островки даже наносят на схемы для слабовидящих на трещётки, чтобы человек даже без зрения понимал, как ему пользоваться улицей:
В общем, Варшава — молодец, будьте молодцами и вы.
Есть даже временные выступы перед переходами, чтобы нельзя было физически кинуть машину в зоне видимости людей на зебре:
Позор у сталинской высотки
У центрального вокзала, в деловой части Варшавы, стоит сталинская высотка. Это один из символов города, внутри есть офисы, штаб-квартиры ряда компаний и государственных учреждений, музеи, кинозалы, театры, рестораны, книжные магазины, научные институты, бассейны и выставочные пространства. В общем, это город в городе, но есть проблема: вокруг неё пустыри и весьма маргинальное пространство. Это очень не нравится мэру.
Тут есть Площадь Парадов, где почти всё пространство отдано машинам и автобусам, это собираются убрать:
Часть квартала сейчас уже сейчас занята стройкой какого-то музея:
Новая набережная
В прошлый раз я не успел на открытие набережной буквально на неделю. Зато попал сейчас:
Начнём с хорошего, здесь отличное озеленение:
Есть даже небольшой песчаный пляж, но без доступа к воде:
Доступ к воде есть, но точечный. Зато можно подвозить баржу и устраивать представления:
Есть бизнес, что хорошо и правильно. Вот только он не работает, хотя я был в середине буднего дня. Туалеты и раздевалки тоже закрыты на ключ.
У набережной есть проблема с людьми — их нет! Место не работает нормально, хотя погода была отличной:
Как мне кажется, основная проблема набережной — отдалённость от застройки, здесь не проходит транзит местных жителей, поэтому потока не хватает для зарождения жизни. Во многом это вина дороги вдоль набережной:
В районе музея Коперник дорогу опустили под землю, и там люди как раз есть: есть большой центр притяжения рядом с водой и легкий доступ. Но дальше в сторону центра дорога выходит на уровень улицы и отрезает воду от людей:
Сама набережная хорошая, но её включённость в город крайне страдает.
Частично эту проблему решают, но как-то неуверенно. Например, рядом с набережной у новой библиотеки и Коперника застраивают территорию бывшей электростанции:
Само здание электростанции начала 20 века реновируют под новые цели:
История места с планом застройки. В итоге место оживёт и станет открытым всему городу, заодно должен вырасти поток людей и на саму набережную:
Застройка человеческого масштаба и квартальная. По высоте новые дома соразмерны соседним кварталам.