Астрахань: всё печально
Иногда меня спрашивают, каково возвращаться из какого-нибудь Амстердама или Берлина, а потом оказываться где-нибудь в Твери или Нальчике. Эмоционально это очень тяжело, в таких ситуациях очень хорошо считываешь влияние среды на своё настроение и стремление развиваться, но без подобных вылазок глаз будет замыливаться, окружающий тлен начнёт казаться нормой. Это — самое опасное, что только может случиться.
Но нужно отметить, что с каждым годом уровень контраста снижается, во многих российских городах появляются нормальные заведения, учатся работать с парками, вводят дизайн-код или хотя бы перестают ставить заборы — это вселяет надежду. Но всё ещё остаются города, где плохо примерно всё. Астрахань — один из таких городов. Такое чувство, что завтра все жители возьмут вещи и свалят, поэтому на город просто забили.
Царство маршруток
Есть вещи, чья ценность осознаётся лишь при достижении определённого уровня развития. Например, ребёнку плевать на картины Репина или стихи Пушкина, он спокойно их изрисует и порвёт, взрослый же человек может и не поймёт весь замысел автора, но скорее отнесётся с уважением и интересом к произведению. Аналогичная ситуация с вопросом транспорта в городе: умные города создают все условия, чтобы жители имели возможность передвигаться по городу не на своём автомобиле: пускают деньги на тротуары, велодорожки, делают удобный общественный транспорт и по остаточному принципу кладут асфальт для машин. В Астрахани же всего за 20 лет полностью уничтожили трамвай, троллейбус и автобус. Сейчас это царство маршруток.
По сути, город просто самоустранился от вопроса перемещения жителей по городу, упав до уровня бедных африканских стран. Хотя нет, даже в Африки строят трамвайные линии и избавляются от такого.
Такое может произойти по двум причинам: полная некомпетентность и корыстный интерес. Я уже подробно писал, что маршрутка — это не вид транспорта, а бизнес с большим чёрным налом, поэтому у них есть очень властные покровители.
Иногда можно встретить мнение, что маршрутка — благо, потому что быстро и так далее. Такое, как правило, говорят люди с нарушенной причинно-следственной связью или которые не выезжали дальше своего дома, люди без стремления развиваться и узнавать новое. В общем, если у вас под окнами плохой трамвай и маршрутка лучше его, то стоит довести трамвай до нормального уровня, а не судить по плохому сразу о всём виде транспорта.
Короче говоря, если в вашем городе подумывают убрать троллейбусы и трамваи из-за их дороговизны, то добро пожаловать в Астрахань — посмотрите, к чему это приводит: гонки, высаживание людей в третьем ряду, агрессия, унижение пассажиров, невозможность уехать вне часа пик и так далее. Если бы в вашем доме так работала канализация, то сходить в туалет вы могли бы только утром и вечером, а смыв работал бы по гравитационному принципу.
И да, московские автобусы не спасут ситуацию, это скорее последний вздох перед смертью — нужно кардинально переделывать всю систему работы общественного транспорта в городе.
Вообще удивительно, что на территории одной страны с одними и теми же законами существует Екатеринбург с крутой реформой и пониманием роли транспорта и Астрахань. Вот вам и ответ, как политика и социальные институты влияют на нашу жизнь.
Приоритеты
Дороги — универсальная главная проблема в любом городе. Мне кажется, даже если сделать везде хорошо, то это всё равно не поможет: эта проблема стала нашим культурным кодом, она объединяет всех россиян. Политики это понимают, поэтому стараются перед выборами уложить везде новый асфальт. Астрахань не стала исключением, но это хорошо показывает приоритеты города: для людей в машинах — ровное покрытие, для всех остальных — ничего.
Город по умолчанию игнорирует пешеходов, людей на колясках и с детьми, велосипедистов и всех-всех-всех остальных. Это видно не только по улицам, достаточно просто посмотреть на двор после ремонта: всю зону около подъезда покрыли асфальтом для парковки, в итоге человек сразу выходит под колёса машин. По сути, люди живут на парковке.
Детская площадка отрезана от дома дорогой с машинами, а ещё покрыта голой землёй (вот весело тут после дождя!) и строительным мусором. Это всё тот же двор с парковкой у подъезда после ремонта, просто все деньги и силы ушли на ровную парковку, а не на детей или зоны для отдыха взрослых.
Нет денег? Деньги есть, просто их пускают не на благо всех жителей, а на небольшую группу людей. Дискриминация по имущественному цензу — Астрахань 21 века. Если бы люди строили для себя дома по такой же логике, то мы бы все жили в гаражах.
Умирающее наследие
Местами в городе остались кусочки колорита:
Может и не очень опрятно, но здесь чувствуется жизнь и что-то интересное:
Город особо не пострадал в годы войны, тут сохранился старый центр с неплохой архитектурой и даже деталями:
Любоваться местными водосточными трубами одно наслаждение:
Убрать бы ещё мусор из блоков кондиционеров (или хотя бы вынести их на крышу или двор)...
... и прочего пластикового мусора.
Раньше знали толк в деталях, строили хорошо для увековечивания себя в истории и показа своего статуса, такая архитектура работает на город даже после смерти владельцев:
Что же строят потомки тех славных людей?
Тут два варианта: безликие человейники и ужасные дома-стёкла.
Про архитектуру в городе просто забыли.
Удивительно, что в городе с богатым архитектурным наследием появляется такое пластиковое убожество.
Бессмысленно ставить типовые призывы любить свой город, когда на всех уровнях чувствуется отвращение к жителям и самим себе.
Просто сравните увиденное выше с новостройками в Красноярске или Екатеринбурге — ценовой сегмент схожий, но отношение к людям и своему дому кардинально разное.
Театр позора
Вишенка на торте местного ужаса — новый театр Оперы и балета. Тут плохо примерно всё: попытка построить что-то классическое с полным игнорированием принципов архитектуры. Начать с того, что мы живём в 21 веке, а не в 19 — архитектура и стили всегда опираются на ценности времени, запросы и материалы, возводить такое в наше время так же глупо, как ходить на работу во фраке и ездить на карете.
Судя по всему, весь декор из пластика или аналогичных дешёвых материалов. Надеюсь, что он не начнёт отваливаться лет через 10, хотя крышу уже ремонтируют.
Вокруг театра сделан парк, на входе в который висит список из запретов. Разрешено только ходить туда-сюда. Очень напоминает парк запретов из Ташкента.
Подойти к театру можно только с торцов, вокруг идёт забор, а за ним — парковка. Иными словами, со зданием невозможно соприкасаться, оно не вписано в город, а скорее стоит самобытной грудой в центре.
Возможно, оно могло бы красиво смотреться издалека, но кто-то решил поставить контейнер с коммуникациями рядом. Если вам кажется это мелочью, то представьте подобное перед Большим или Мариинским театрами — вы не сможете, потому что там архитекторы делали свою работу хорошо.
Театр начинается с вешалки? Нет, в Астрахани театр начинается с забора и дешёвой пластиковой будки с торчащим кондиционером на входе. Эта будка, в отличие от театра, настоящая, она на 100% передаёт состояние города.
Я не сужу качество репертуара, работу актёров или техническую начинку театра, но с точки зрения всего города это — ошибка. Тут не было цели сделать хорошо, скорее было желание потешить своё самолюбие.
«Зато у нас люди хорошие!»
Пока мы гуляли по городу, ко мне подъехал человек и спросил про съёмку: куда и зачем, как город. О состоянии города я промолчал, к тому же всё было понятно без слов: я стоял в грязи на улице напротив разрушенного дома.
Человек в машине всё понял без слов, но ответил: «Зато люди у нас хорошие!» Это частое явление, психологически тяжело признать полный бздец вокруг, поэтому ищут оправдание или хоть что-то хорошее: климат, красивые девушки, природа, вкусная рыба и так далее. Но на подобные заявление я отвечаю просто: если люди хорошие, то как они довели всё до такого состояния? В Астрахани я впервые за последние несколько лет столкнулся с ощущением, когда каждая деталь города вызывает чувство агрессии (кроме водосточных труб!). От такого города хочется сбежать как минимум в свою машину или квартиру, а как максимум — в другой город. Перекладкой асфальта или побелкой деревьев это не исправить.
Возможно, стоит перестать искать оправдание бардаку, а признать проблему и начать спрашивать с себя, соседей, депутатов, мэра и президента, какого чёрта за полвека мы довели всё вокруг до состоянии стран Африки.