January 24, 2020

Ядерный могильник уберут со склона Москвы-реки. Осталось отменить хорды.

Знаете, как в России рисуют дороги? Часто во время совещания есть несколько участников, карта города и фломастер. Под конец совещания рождается трассировка будущей дороги, для которой потом придумывают красивые картинки и цифру в 30% улучшения транспортной ситуации в городе.

С московской юго-восточной хордой, возможно, было всё иначе, но уважаемые градостроители во время проектирования просто не заметили могильник радиоактивных отходов рядом.

Когда жители и эксперты стали устраивать кампании против хорды, то всё замалчивали и отказывались признавать проблему — эксперты не ошибаются, а бюджетные деньги не могут идти на неправильный проект, к тому же строители ждут отмашки для старта.

Но, судя по всему, протесты жителей принесли плоды: мэрия оборудует постоянный радиационный мониторинг на стройплощадке, а заражённый грунт на склоне Москвы-реки рекультивируют. Это радуют.

К сожалению, сам Московский завод полиметаллов не предпринимает никаких усилий для ликвидации экологического ущерба, так как формально теперь это не его территория. Поэтому мы взяли эту задачу на себя. В ближайшее время Правительство Москвы заключит договор с ФГУП «Радон» о реализацииполномасштабной программы  рекультивации склона и вывоза зараженного грунта за пределы Москвы. Очевидно, что эти работы потребуют огромных затрат. — мэр Москвы Сергей Собянин

Специалист Greenpeace же отмечают, что загрязнён не только склон реки, очаги были замечены как раз на месте будущей хорды:

Именно на склоне у железной дороги специалисты лицензированной компании «ТехноТерра» и сотрудники Greenpeace в присутствии журналистов и местных активистов в октябре обнаружили пять очагов радиоактивного загрязнения, у которых приборы фиксировали мощность дозы гамма-излучения больше 1 микрозиверта в час — в 5-8 раз выше естественного фона.

В такой ситуации хочется видеть максимальную открытость мэрии: взятие проб и анализов с общественными организациями, отрытые данные в онлайн режиме с точек мониторинга и так далее. Такой подход кто-то может счесть унизительным для «специалистов», но куда унизительнее будет отравить жизнь всего города.

Заражённой землёй рано или поздно пришлось бы заниматься, это плата потомков за ошибки предков. Будущим же москвичам придётся что-то делать с этими хордами, которые разрезали город и ухудшают доступность районов для пешеходов и общественного транспорта. Буквально сегодня утром у меня вышел пост, как подобные проблемы решают в 21 веке: создают условия, чтобы люди выбрали общественный транспорт или велосипед, а не машину. У нас же всё наоборот.