Реформа в Твери: автобусы вместо маршруток и троллейбусов
В российской практике принято не заниматься транспортом — это сложно и непонятно, а любая адекватная реформа 100% коснётся личных машин и критики в сторону политиков. Чаще всего города идут по пути наименьшего сопротивления: убивают электрический транспорт (или вообще муниципальный), отдают власть маршруткам, ограничивая свою работу простой заменой асфальта и расстановкой знаков.
Нам с вами хорошо понятно, что у такого пути деградации есть своё дно — засилье машин, рост аварийности, проблемы с экологией и авариями рано или поздно обрушатся лавиной на мэра и его команду. Но с точки зрения многих исполнителей это не кажется чем-то страшным — это явно случится после них, пусть будущие преемники и разгребают завалы.
Тверь — как раз пример, когда дно было успешно нащупано. Находясь всего в полутора часах от центра Москвы, здесь умудрились скатиться до уровня бедных африканских стран в транспортном вопросе. Вишенкой же на торте стала ликвидация трамвая и планы по уничтожению троллейбуса. Но самое удивительное, что уничтожение шло параллельно с планами по отказу от маршруток.
В общем, давайте разберёмся, что задумали в Твери.
Реформа и отказ от маршруток
3 февраля в Твери должна заработать новая маршрутная схема. Планируется увеличить число маршрутов до 85, ввести единый график работы с 5 утра до 12 ночи и новые транспортные карты. Обслуживать маршруты будет одно предприятие по договору с городом. Маршруток больше не будет. Интервалы движения автобусов в центре города составят в среднем 2-4 минуты, в отдалённых районах –5-15 минут.
Введут новую транспортную карту «Волга», прошлую карту «Иволга» можно выкинуть. Цена одной поездки по ней составит 25 рублей, по абонементу цена снизится до 21 рубля. Проезд за наличку обойдётся в 29 рублей. Стоимость единого социального проездного билета останется прежней — 302 руб.
Новая схема внедряется в самой Твери и по Калининскому району Тверской области. Цена на межгородских маршрутах — 3,1 руб. за километр при оплате наличными и 3,0 руб. — по безналичному расчёту. На 25 пригородных маршрутах установлены пониженные тарифы: 2,3-2,9 руб. за километр.
Пластиковую карту будут продавать в киосках «Тверьсоюзпечать» с залоговой стоимостью 50 руб. Прикладывать карту нужно будет при входе и выходе из автобуса.
Где взяли деньги и новый перевозчик
На территории Твери и Калининского района области ввели модель, идентичную московской реформе: область заключает договор на обслуживание маршрутов с фиксированной ценой, когда прибыль от билетов идёт не оператору, а в область . В итоге оператор заинтересован в соблюдении договора, а не в гонках за пассажирами. Это требует определённых вложений, зато общественный транспорт перестаёт быть гонками смерти на маршрутках.
Тверская область провела 14 аукционов на общую сумму 22,6 млрд рублей для обслуживания новой маршрутной сети. Право обслуживать часть маршрутов выиграла компания ООО «СВТК», которая уже работала в регионе, но большую часть взяло ООО «Верхневолжское АТП» — это новое юрлицо, его зарегистрировали 26 августа прошлого года.
Учредителями новой организации стали АО «Тверьавтотранс» — потомок ГУП «Тверьавтотранс» и ООО «Контроль-Сервис», чьей управляющей организацией является ООО «Управляющая компания Автолайн-Транслайт». Обслуживать маршруты «Верхневолжское АТП» будет с февраля 2020 года по декабрь 2026 года.
ООО «СВТК» будет обслуживать маршруты на МАЗ-206, а «Верхневолжское АТП» закупило 470 автобусов у группы ГАЗ: 110 больших ЛиАЗов на 105 пассажиров каждый, 314 ЛиАЗов среднего класса на 73 человека и 14 «ГАЗель NEXT» на 20 пассажиров. На закупку техники ушло 3,03 млрд рублей — здесь ООО «Верхневолжское АТП» помогла лизингом госкорпорация ВЭБ.РФ.
Убийство трамвая и троллейбуса
В конце 2018 года в Твери закрыли трамвайное движение, персонал разогнали, а вагоны пытаются продать. Уже в 2019 году многие пути на улицах были демонтированы, вместо них появились автомобильные полосы.
Но одновременно с этим заявляют планы по возвращению трамвая:
В ближайшие три-четыре года в Твери планируется построить более 20 километров трамвайных путей, провести капитальный ремонт депо и тяговых подстанций, а также закупить 22 единицы нового подвижного состава и поставить на рельсы 8 старых единиц. При этом трамвайные пути будут полностью отделены от основной проезжей части специальными ограждениями, чтобы автомобилисты не использовали их как дополнительную полосу движения. — Mk.Тверь
Троллейбусы ещё живы, их закрыть обещают в конце февраля. Вместо троллейбусных маршрутов появятся автобусные. С 1 марта троллейбусное предприятие прекратит деятельность и будет ликвидировано, а на его территории обоснуются автобусы ООО «Верхневолжское АТП».
В новую маршрутную сеть большинство троллейбусных маршрутов вошло как автобусные с продлением трасс и прибавлением цифры «4» в начале номера. Но их опять же хотят вернуть:
Также в город вернут троллейбусы. Но уже в обновлённом современном виде. Правительство Тверской области не скрывает — для этого нужно время. Примерно 2-3 года. — Mk.Тверь
Мягко говоря, разговоры о возвращении после целенаправленного убийства кажутся странными. Я хочу ошибаться, но уж очень это похоже на московское «мы не тронем троллейбус» с одновременным демонтажом проводов и раздачей машин в регионы.
Что пошло не так
Теперь вы примерно представляете предысторию и суть реформы. Новые автобусы с нормальным расписанием вместо маршруток — это хорошо. Но важно видеть детали, ведь в них чаще всего и скрывается истина. Здесь всё не так радужно.
Тверская область переходит на брутто-контракты, в руках хорошего транспортника она сразу даёт понимание преимуществ трамвая и троллейбуса — они экономичнее автобусов в перерасчёте на каждого пассажира. Иными словами, на напряжённых маршрутах можно пустить один трамвай, а не два автобуса — при централизованной системе это должно быть очевидно. Здесь же этим не только не воспользовались, а просто убили электротранспорт (пока не вернут движение — будем считать это убийством).
Не были пересмотрены существующие маршруты ради избежания критики. Нужно ли говорить, что будет много дублирований и пробок из автобусов на остановках? Оптимизация нужна, на примере Екатеринбурга это разбирали очень подробно.
Где автобусы-гармошки? В Твери есть очень востребованные коридоры, где стоит пускать особо большие автобусы. Но есть подозрение, что их не закупили по очень простой причине — Автолайн не умеет их обслуживать. Хвост виляет собакой?
Автобусы будут перемещаться не в параллельном пространстве, а по городским улицам — привет пробкам и неудобным остановкам. Тверские власти не проработали выделенные полосы и приоритетный проезд общественного транспорта. Про нормальные схемы движения и остановки даже заикаться не хочется — на это забили.
Нет внятной информации о реформе: ни про абонементы, ни схем, ни чего-либо ещё на странице мэрии (либо это очень глубоко спрятано). Это полный провал публичной кампании, узнать об изменениях можно лишь в СМИ, то есть через посредников с возможным искажением фактов.
Реформа была нужна, наверняка даже станет чуть лучше, но меня не покидает мысль, что первоочередная задача всего процесса — пролоббировать нужного производителя автобусов и заработать на длинных контрактах. Очень надеюсь, что я ошибаюсь: трамваи вернут, введут выделенки и решат остальные проблемы. Но Тверь слишком часто убивала мои надежды и ожидания.
Поехали: все, что нужно знать о новой транспортной системе Твери
Тверская реформа среднего класса: «Волга» вместо «Иволги», автобусы вместо троллейбусов