January 28, 2020

Реформа в Твери: автобусы вместо маршруток и троллейбусов

В российской практике принято не заниматься транспортом — это сложно и непонятно, а любая адекватная реформа 100% коснётся личных машин и критики в сторону политиков. Чаще всего города идут по пути наименьшего сопротивления: убивают электрический транспорт (или вообще муниципальный), отдают власть маршруткам, ограничивая свою работу простой заменой асфальта и расстановкой знаков.

Нам с вами хорошо понятно, что у такого пути деградации есть своё дно — засилье машин, рост аварийности, проблемы с экологией и авариями рано или поздно обрушатся лавиной на мэра и его команду. Но с точки зрения многих исполнителей это не кажется чем-то страшным — это явно случится после них, пусть будущие преемники и разгребают завалы.

Тверь — как раз пример, когда дно было успешно нащупано. Находясь всего в полутора часах от центра Москвы, здесь умудрились скатиться до уровня бедных африканских стран в транспортном вопросе. Вишенкой же на торте стала ликвидация трамвая и планы по уничтожению троллейбуса. Но самое удивительное, что уничтожение шло параллельно с планами по отказу от маршруток.

В общем, давайте разберёмся, что задумали в Твери.

Реформа и отказ от маршруток

3 февраля в Твери должна заработать новая маршрутная схема. Планируется увеличить число маршрутов до 85, ввести единый график работы с 5 утра до 12 ночи и новые транспортные карты. Обслуживать маршруты будет одно предприятие по договору с городом. Маршруток больше не будет. Интервалы движения автобусов в центре города составят в среднем 2-4 минуты, в отдалённых районах –5-15 минут.

Введут новую транспортную карту «Волга», прошлую карту «Иволга» можно выкинуть. Цена одной поездки по ней составит 25 рублей, по абонементу цена снизится до 21 рубля. Проезд за наличку обойдётся в 29 рублей. Стоимость единого социального проездного билета останется прежней — 302 руб.

Все автобусы будут синего цвета и брендированы символикой «Транспорта Верхневолжья» с силуэтом Староволжского моста. Фото: ТОП Тверь

Новая схема внедряется в самой Твери и по Калининскому району Тверской области. Цена на межгородских маршрутах — 3,1 руб. за километр при оплате наличными и 3,0 руб. — по безналичному расчёту. На 25 пригородных маршрутах установлены пониженные тарифы: 2,3-2,9 руб. за километр.

Пластиковую карту будут продавать в киосках «Тверьсоюзпечать» с залоговой стоимостью 50 руб. Прикладывать карту нужно будет при входе и выходе из автобуса.

Фото: МК.Тверь

Где взяли деньги и новый перевозчик

На территории Твери и Калининского района области ввели модель, идентичную московской реформе: область заключает договор на обслуживание маршрутов с фиксированной ценой, когда прибыль от билетов идёт не оператору, а в область . В итоге оператор заинтересован в соблюдении договора, а не в гонках за пассажирами. Это требует определённых вложений, зато общественный транспорт перестаёт быть гонками смерти на маршрутках.

Фото: МК.Тверь

Тверская область провела 14 аукционов на общую сумму 22,6 млрд рублей для обслуживания новой маршрутной сети. Право обслуживать часть маршрутов выиграла компания ООО «СВТК», которая уже работала в регионе, но большую часть взяло ООО «Верхневолжское АТП» — это новое юрлицо, его зарегистрировали 26 августа прошлого года.

Учредителями новой организации стали АО «Тверьавтотранс» — потомок ГУП «Тверьавтотранс» и ООО «Контроль-Сервис», чьей управляющей организацией является ООО «Управляющая компания Автолайн-Транслайт». Обслуживать маршруты «Верхневолжское АТП» будет с февраля 2020 года по декабрь 2026 года.

ООО «СВТК» будет обслуживать маршруты на МАЗ-206, а «Верхневолжское АТП» закупило 470 автобусов у группы ГАЗ: 110 больших ЛиАЗов на 105 пассажиров каждый, 314 ЛиАЗов среднего класса на 73 человека и 14 «ГАЗель NEXT» на 20 пассажиров. На закупку техники ушло 3,03 млрд рублей — здесь ООО «Верхневолжское АТП» помогла лизингом госкорпорация ВЭБ.РФ.

Убийство трамвая и троллейбуса

В конце 2018 года в Твери закрыли трамвайное движение, персонал разогнали, а вагоны пытаются продать. Уже в 2019 году многие пути на улицах были демонтированы, вместо них появились автомобильные полосы.

Но одновременно с этим заявляют планы по возвращению трамвая:

В ближайшие три-четыре года в Твери планируется построить более 20 километров трамвайных путей, провести капитальный ремонт депо и тяговых подстанций, а также закупить 22 единицы нового подвижного состава и поставить на рельсы 8 старых единиц. При этом трамвайные пути будут полностью отделены от основной проезжей части специальными ограждениями, чтобы автомобилисты не использовали их как дополнительную полосу движения. — Mk.Тверь

Троллейбусы ещё живы, их закрыть обещают в конце февраля. Вместо троллейбусных маршрутов появятся автобусные. С 1 марта троллейбусное предприятие прекратит деятельность и будет ликвидировано, а на его территории обоснуются автобусы ООО «Верхневолжское АТП».

В новую маршрутную сеть большинство троллейбусных маршрутов вошло как автобусные с продлением трасс и прибавлением цифры «4» в начале номера. Но их опять же хотят вернуть:

Также в город вернут троллейбусы. Но уже в обновлённом современном виде. Правительство Тверской области не скрывает — для этого нужно время. Примерно 2-3 года. — Mk.Тверь

Мягко говоря, разговоры о возвращении после целенаправленного убийства кажутся странными. Я хочу ошибаться, но уж очень это похоже на московское «мы не тронем троллейбус» с одновременным демонтажом проводов и раздачей машин в регионы.

Что пошло не так

Теперь вы примерно представляете предысторию и суть реформы. Новые автобусы с нормальным расписанием вместо маршруток — это хорошо. Но важно видеть детали, ведь в них чаще всего и скрывается истина. Здесь всё не так радужно.

Тверская область переходит на брутто-контракты, в руках хорошего транспортника она сразу даёт понимание преимуществ трамвая и троллейбуса — они экономичнее автобусов в перерасчёте на каждого пассажира. Иными словами, на напряжённых маршрутах можно пустить один трамвай, а не два автобуса — при централизованной системе это должно быть очевидно. Здесь же этим не только не воспользовались, а просто убили электротранспорт (пока не вернут движение — будем считать это убийством).

Не были пересмотрены существующие маршруты ради избежания критики. Нужно ли говорить, что будет много дублирований и пробок из автобусов на остановках? Оптимизация нужна, на примере Екатеринбурга это разбирали очень подробно.

Где автобусы-гармошки? В Твери есть очень востребованные коридоры, где стоит пускать особо большие автобусы. Но есть подозрение, что их не закупили по очень простой причине — Автолайн не умеет их обслуживать. Хвост виляет собакой?

Автобусы будут перемещаться не в параллельном пространстве, а по городским улицам — привет пробкам и неудобным остановкам. Тверские власти не проработали выделенные полосы и приоритетный проезд общественного транспорта. Про нормальные схемы движения и остановки даже заикаться не хочется — на это забили.

Нет внятной информации о реформе: ни про абонементы, ни схем, ни чего-либо ещё на странице мэрии (либо это очень глубоко спрятано). Это полный провал публичной кампании, узнать об изменениях можно лишь в СМИ, то есть через посредников с возможным искажением фактов.

tver.ru

Реформа была нужна, наверняка даже станет чуть лучше, но меня не покидает мысль, что первоочередная задача всего процесса — пролоббировать нужного производителя автобусов и заработать на длинных контрактах. Очень надеюсь, что я ошибаюсь: трамваи вернут, введут выделенки и решат остальные проблемы. Но Тверь слишком часто убивала мои надежды и ожидания.

Источники

Поехали: все, что нужно знать о новой транспортной системе Твери

Тверская реформа среднего класса: «Волга» вместо «Иволги», автобусы вместо троллейбусов