February 6, 2020

Изощрённый способ убить трамвай

В этом веке Россия побила антитрамвайный рекорд — у нас больше всего закрытий трамвая в мире. Пока одни восстанавливают и строят новый, у нас демонтируют пути и пускают маршрутки. Очень хочется сказать, что процесс деградации хотя бы удалось остановить, но это не так.

Как правило, сценарий убийства электрического транспорта везде схожий: хозяйство доводят до 100% физического износа, затем удивляются цене за восстановление и делают упор на автобусы. Это происходит по двум причинам: полная некомпетентность мэрии и лоббирование бизнеса.

Отдельно звучит тезис: «Трамваи никого не возят, а занимают они целую полосу!» Тут мы вообще точь-в-точь повторяем общемировые ошибки середины прошлого века.

Но, судя по всему, у нас появился новый вид — деградация через развитие! В Новокузнецке мэрия, с одной стороны, мечтает развивать трамвай, а с другой — уничтожает пути и заказывает сомнительные вагоны. Слишком много возникает вопросов, чтобы поверить в случайность происходящего.

Деградация сети

Про уничтоженные линии я уже писал — в городе сняли две линии в центре. Сокращение сети напрямую влияет на пассажиропоток — если трамвай не едет в нужное место, то человек просто не поедет на нём. Современная же экономика такова, что почти всем надо ездить в центр, где множество точек притяжения.

Первую линию сняли с Курако и уже сейчас думают, как бы её вернуть:

Мы никуда трамваи не отдавали. Последний трамвай, который у нас был на Металлургов, но мы сейчас делаем предпроект, чтобы всё-таки трамвай пустить по Курако. Всё остальное мы сохраняем и никто трамваи не забирает. Мы их будем и дальше развивать. — мэр Новокузнецка
Демонтаж путей на Курако

Последняя уничтоженная линия шла через Металлургов: это центральный проспект, здесь много точек притяжения, ключевые — пересадки на жд и автобусный вокзалы. Трамваи проходили эти хабы транзитом, что позволяло удобно добираться до них с разных концов города. Теперь этого нет.

Демонтаж путей на Металлургов, автор фото Максим Раевский

Ужасный сервис

Вагоны и пути — не единственные параметры удобного общественного транспорта. Всегда нужно помнить про интервалы, безопасность, надёжность и прочие параметры.

Автор: X-Rayder

Часто улучшить движение и привлечь новых пассажиров можно вообще без закупки нового подвижного состава: постройка платформ, введение тактового расписания, обособление от машин, приоритет на светофорах, бесплатные пересадки — всё это и не только напрямую влияет на уровень транспортного сервиса. Со всем этим в Новокузнецке есть проблемы.

Автор Кипарисов Станислав

Московские трамваи

Автор Раевский Максим

Деградирует не только сеть и сервис, трамвайный парк Новокузнецка находится в критическом состоянии, это признают сами чиновники и сотрудники транспортного предприятия:

Износ парка трамвайной техники, со слов Дмитрия Васильевича, весьма существенный, замены требует около сорока процентов трамваев. Самый старый вагон — 1989 года, при нормативном сроке службы в 16 лет.

Частично эту проблему хотят закрыть поставкой 30 б/у трамваев из Москвы – столица активно закупает современные трамваи, а старые продаёт или дарит регионам, чтобы не платить за утилизацию.

Московским вагонам примерно по 10 лет, что не очень много для трамвая – это примерно половина от нормативного срока жизни. При капитальном ремонте и должном уходе трамваи могут спокойно ходить по улицам хоть полвека. Первые вагоны уже вышли на улицы Новокузнецка. С этим вроде всё более-менее понятно.

Бывшие московские вагоны в Новокузнецке, фото serg_42

Странная закупка новинок

Интересно другое: в Новокузнецке решили купить новые вагоны за 378 млн рублей у Усть-Катавского завода, но техзадание конкурса оказалось очень странным.

Город закупил два двухсекционных трамвая и семь одиночных. Каждый из семи одиночных вагонов обойдётся почти в 35 млн рублей. В перерасчете на каждого пассажира выйдет 300 тыс. рублей на человека. При этом, трамваи будут с частично высоким полом и ступеньками, что увеличит время посадки-высадки.

Скорее всего, речь идёт о 71-623

Для сравнения, аналогичные трамваи недавно закупал Краснодар, но цена за штуку там была почти на 10 млн рублей дешевле, в перерасчёте на пассажира выходило 214 тыс. на человека.

Новый вагон в Краснодаре, автор: Олег Бодня

Кроме того, сегодня в России уже умеют делать одиночные трамваи со 100% низким полом: 71−415 от Уралвагонзавода и 71−911 «City Star» от ПК Транспортных систем.

71−911 в Твери

Двухсекционные вагоны должны быть полностью низкопольными, каждый из них обойдется в 67,4 млн рублей или 519 тыс. на 1 пассажира. Получается, двухсекционный трамвай дороже двух одиночных в пересчёте на пассажира. На сайте УКВЗ нужная модель есть лишь в разделе «перспективные разработки». В сети были найдены такие картинки по номеру модели:

Видимо, власти Новокузнецка знали о будущей новинке, что довольно подозрительно. Поставить трамваи обещают до конца года, хотя новые вагоны требуют сертификации, что занимает прилично времени.

Фото trams.ru

Но вопрос закупки несуществующего пока трамвая даже не самый главный. Дело в том, что двухсекционные трамваи будут короткими и с дорогим узлом сочленения, при этом на 4-х осях. Иными словами, удорожание не стоит эффекта, а нагрузка на пути будет выше — пути будут быстрее разбиваться. Кроме того, два длинных трамвая не сделают погоду даже для одного маршрута, зато механикам придётся обучаться с ними работать. Дешевле и практичнее было бы взять ещё четыре одиночных вагона.

В общем, есть подозрение, что купят трамваи, а потом пойдут по пути Твери.

Как надо было

Если отмотать на пару лет назад и представить себя в кресле мэра, то порядок действий должен был быть совершенно иным (если мы действительно говорим о развитии).

Самая больная тема российского трамвая — пути. Если у вас плохие пути, то новые трамваи быстро убьются на них и станут куском металлолома посреди улицы. Стоило выбрать самый популярный среди жителей маршрут и привести его в порядок: довести до ума пути, построить платформы при необходимости, настроить расписание и пускать более-менее нормальные трамваи. Обратите внимание, что здесь нет ничего про демонтаж путей — можно закрыть движение, но тратить деньги на демонтаж просто глупо!

Ремонт путей в Праге без закрытия движения

Довели до ума маршрут — убираем дублирование ПАЗиками и прочей мелочью. Это сложный и долгий процесс, но он привлечёт людей в трамвай и позволит найти деньги на ремонт следующих маршрутов.

При запуске Чижика в Петербурге были максимально убраны дублирующие маршруты. Трамвай должен конкурировать с личным автомобилем, а не с автобусом!

И в самом конце, когда удалось вытянуть максимум из имеющихся ресурсов, стоит поднимать вопрос о закупке новых вагонов. Но даже тут нужно думать на два шага вперёд и считать жизненный срок вагонов и цену их поддержания. Сейчас, судя по всему, Новокузнецк купил каких-то котов в мешке: в лучшем случае они просто дороже аналогов, а в худшем — убьются сами и угробят остатки путей.

Этот путь не так интересен с точки зрения перерезания ленты и пиара, зато трамвай станет нормальным транспортом и будет каждый день радовать людей, а те — любить мэра.

Даже старые трамваи могут возить людей с качеством метро, если за ними следить