Рязань: а было ли хорошо?
Человек всегда стремится к чему-то большему. Относительно городов это можно выразить так: лучше экология, быстрее добираться до друзей и работы, красивее архитектура, безопаснее улицы, разнообразнее бизнес и так далее. Это единственный путь развития, всё остальное ведёт к стагнации и деградации.
К несчастью, хотеть большего у нас не очень принято, часто на подобное отвечают из серии «деды о таком не мечтали, вот и тебе умничать не стоит». К сожалению, судя по Рязани, здесь именно такой сценарий развития: зачем жить лучше, если и так уже привыкли?
Город под ногами
Наши города могут быть удобными, безопасными и не унизительными. Это не так сложно, как кажется. У нас все мыслят мегапроектами, что надо обязательно открыть какой-нибудь аквапарк, и тогда станет вух как хорошо! Но каждый день путь каждого жителя начинается с банального тротуара. Уж сделать ровные тротуары в 21 веке в космической державе наверняка можно:
Даже если у вас есть автомобиль и вы им каждый день пользуетесь, вы всё равно остаётесь пешеходом. Даже для заядлого автомобилиста нужен ровный и сухой тротуар от подъезда до парковки и двери работы. Это тот базис, без которого бессмысленно улучшать что-либо другое в городе.
Обратите внимание, что даже до революции в Рязани тротуары были ровными и выше проезжей части, чтобы вода уходила от ног людей:
Казалось бы, это так просто: берёшь и делаешь тротуар выше земли и всего остального, чтобы вода сама уходила с него — это элементарная физика! Но нет, это сложно.
В 21 веке потомки не только забыли про ровные тротуары, но ещё и не умеют делать безбарьерные сходы с них:
Доступная среда — это тоже несложно, главное захотеть это делать. Климат и ГОСТы не виноваты в безалаберных управленцах. В конце концов, делать проезжую часть для машин без ступенек и бордюров мы умеем.
Научиться этому несложно, мэру города достаточно один раз попробовать проехать по улицам на инвалидной коляске.
Каждый из нас — пешеход. Ещё мы все обречены стареть. Но учитывает ли это город в своей политике? Нет, если ты старый и больной, то ты должен страдать. Например, в Рязани вполне могут быть пешеходные переходы на расстоянии в 400-500 м друг от друга — чтобы перейти по правилам, нужно делать крюк в полкилометра, это как две остановки на автобусе. Что делают в таких ситуациях жители? Правильно, перебегают:
Теперь сравним Рязань с Парижем (мощно, да?): на Елисейских полях переходы идут каждые 200 м. Случился ли коллапс из-за этого? Нет, зато город ориентирован на самого слабого, за счёт этого он удобен абсолютно для всех. Это называется справедливый город.
Зато в Париже нет такого количества заборов, как в Рязани! Хоть в чём-то рязанцы уделали этих французов!
Пространства для людей
В России активно идёт мода на благоустройство: городам дают на это много денег, проводят конкурсы и всё такое. Многие регионы за счёт этого делают крутые проекты: Татарстан, Красноярск и даже Подмосковье. Другие же доказывают, что деньги — далеко не главный показатель. Просто оцените эволюцию Лыбедского бульвара на 1955, 2013 и 2018 года.
Не нужно быть заслуженным архитектором, чтобы оценить деградацию среды. Вместо пространства для людей жители получают набор кругов, которые хорошо выглядят из космоса.
Другой пример через дорогу — этот сквер сделали на месте снесённых бараков. В процессе строительства рабочие без археологов и документов вели земельные работы в границах памятника архитектуры «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань)». Результат того стоил:
Просто интересно, в процессе разработки концепции и строительства хоть кто-нибудь задавал себе вопрос: «Зачем мы это делаем?» Как новый сквер с дорожками и скамейками качественно улучшит жизнь людей? Для многих это слишком сложные вопросы, любое место с лавкой, урной и плиткой должно работать само по себе:
К слову, даже здесь видно, что делать тротуары в городе не умеют — они все покрыты коркой льда.
Лишь туалет на фоне сгоревшего барака как-то вносит разнообразие, это самое интересное место. К слову, не путайте бараки с нормальными деревянными домами. Туалеты, естественно, не работают.
Уже чую, как вы мне хотите рассказать про 14 месяцев зимы и прочие штуки. Не климат виноват, что люди не ходят в новые места — это именно слабые проекты. Для сравнения, вот пешеходная улица недалеко от этих мест — та же погода, тот же город и всё остальное, но здесь есть люди! Хотя само благоустройство не идеальное, здесь банально нет скамеек со спинками:
Здесь много бизнеса и есть куда идти — это очень важно, потому что никто не пойдёт в ваш сквер ходить туда-сюда просто так. За счёт бизнеса есть разные точки притяжения, поэтому люди сюда приходят даже в рабочее время зимой. На примере сибирского Дивногорска и его набережной я показывал, как архитекторы делают место привлекательным для людей даже зимой.
Кремль и туалет позора
Возможно я открою тайну, но людей в город нужно привлекать. Это относится как к будущим жителям, так и к туристам. Например, местный Кремль и ещё сохранившаяся деревянная застройка могли бы стать хорошим магнитом для туристов из той же Москвы на день-два. Но пока соседняя Коломна в разы приятнее и душевнее, а рязанский Кремль стоит пустым:
Сейчас тут можно снимать фильмы про Апокалипсис без закрытия прохода — всё равно никого нет. Зато тут дорожки выше уровня земли!
Историю и место нужно пиарить, за людей и их деньги нужно бороться. Я бы с удовольствием купил магнит или попил кофе в этом месте, оно приятное, но я банально не вижу возможностей для этого. В итоге даже я походил, сделал пару кадров и просто ушёл — место не заработало на мне, хотя могло бы.
Мне кажется, даже Макдональдс сделал больше для развития туризма в России, чем большинство городов с историческими центрами. Ведь в Маке вы всегда получаете гарантированное качество, сухое и привлекательное место, интернет и туалет. С последним в России вообще беда, у нас не принято думать о естественных потребностях человека. Тут можно вспомнить Псков и их туалет позора — после моей публикации потребовалось два года для поисков средств на модульные сортиры.
В Рязани с этим всё лучше, это хотя бы отдельное помещение со светом и водой. Но назвать это место приятным язык не повернётся.
По туалету очень удобно судить об уровне сервиса и заботы. Испражнение нужды — всегда крайне интимный и незащищённый процесс, поэтому нужно стараться делать туалеты хорошими, иначе человек получит негативные эмоции и вряд ли вернётся к вам. Даже выбор туалетной бумаги крайне важен в этом деле. Из такого туалета вам хочется сбежать как можно быстрее:
На выходе стоит ящик с призывом дать деньги на ремонт туалета. Я ни в одной детали не увидел желание сделать что-то хорошее и качественное по отношению к себе, с чего мне давать деньги и мотивировать дальше паразитировать на людях?
Предки дали базу в виде кремля и истории, так внесите свою часть и обустройте место. Нужно уметь зарабатывать, для этого нужно уметь создавать хорошие и приятные пространства — люди сами будут нести вам свои деньги.
Местный ВДНХ
Это реальная областная выставка достижений народного хозяйства. Она была построена в середине 1950-х под явным влиянием московского собрата.
Построена бедненько, но с замахом на столичность: солидная входная группа, около 20 павильонов, башенки, капители и прочее. Рассчитывали на поток в 30 тысяч человек в день, но не сдюжили, поэтому быстренько переделали павильоны в магазины и назвали место «Торговый городок».
Копировать чужие идеи очень просто, но чаще всего подобное не выживает — копировать без понимания предпосылок и контекста было и остаётся крайне глупым занятием. Поэтому, когда я показываю вам что-то из поездок, то стараюсь объяснить предпосылки и хорошо это или плохо. Как вы можете заметить по этому городку, рязанским властям банально не хватает средств на поддержание этого комплекса.
Местный ВДНХ стал загибаться ещё в советское время, а после «рязанского чуда» (местные партийцы вырезали 65% областного скота для «догоним и перегоним») это место вообще забросили.
Место крайне интересное, оно вполне может стать центром притяжения сильнее Кремля. Вот только для этого нужно тоже постараться: придумать концепцию с опорой на что-то местное и уникальное, найти инвестора и посчитать экономику.
Сейчас это место выглядит лучше, чем раньше. Во многом это заслуга местных активистов, которые проводят здесь субботники и даже урбан-форумы. Думаю, во многом за счёт попыток оживить ВДНХ своими силами это место вновь обрело ценность среди жителей и как-то встало на ноги.
Последние новости говорят, что комплекс вновь поставили на охрану — это уже очень хорошо, хотя бы не снесут ради очередного торгового центра.
Ламповые ЗиУ
Мэрия Москвы по надуманным причинам убивает троллейбус, зато в Рязани их ещё много. Состояние скорее ужасное, без обновления система не проживёт и 10 лет, но даже в таком виде старые советские ЗиУ вполне исправно ездят и служат людям:
Общественный транспорт Рязани сложно назвать комфортным и современным, но на общероссийском фоне это не самое дно.
Сейчас троллейбусы дублируются маршрутками, нет выделенных полос, схем движения, а контактная сеть заставляет проходить стрелки со скоростью пешехода — это всё решаемые проблемы, если захотеть их решить.
Пока же сюда можно приезжать покататься на троллейбусах из детства. Тут даже сохранилось несколько гармошек! Это оригинальные ЗиУ-683Б — последние живые в России, всего три штуки на ходу.
У рязанцев есть все предпосылки, чтобы жить в успешном и комфортном городе, но это должно стать общей целью. Сейчас близость к Москве воспринимается проблемой, ведь туда массово сбегают люди, но это ведь и огромное преимущество — при нормальных условиях в Рязань могут ехать туристы со всей России за счёт близости к столице, сюда вполне могут переезжать люди, которые устали от мегаполиса.
К сожалению, в этот приезд я вновь не увидел какого-то движения в сторону развития. Скорее считывается «да, мы живём в болоте, зато занавески новые повесили!» Просто сравните ситуацию здесь с Тулой — города и регионы схожие, но результаты совершенно разные.