February 9, 2020

В Нижнем задумали трамвайную глупость?

Из моего любимого Нижнего Новгорода приходят странные вести: там в рамках редевелопмента Ильинской улицы думают убрать часть путей и сделать реверсивное движение трамваев. Иными словами, оставить одни пути для движения в двух направлениях. Это, конечно, будет плохо.

Начнём с хорошего: в Нижнем решили не просто поменять асфальт на плитку и фонари поставить покрасивее, а взяли всю улицу в анализ для её переосмысления, привлечения инвестиций и запуска жизни. Это правильная тактика, нельзя по отдельности брать транспорт, застройку, наследие, бизнес или благоустройство — это всё взаимосвязано. Так что за сам подход однозначно нужно сказать спасибо, комплексное видение в наши дни большая редкость.

Судя по новостям, разработчик концепции «Ленгипрогор» предлагает расширять тротуары и всячески улучшать жизнь пешеходам — тут вопросов нет. С транспортом же есть пять разных вариантов, но их нам пока не показывают. Зато известно, что все сценарии предполагают сохранение трамвая на улице, лишь в 1 из 5 они предложили как раз реверсивное движение.

Яндекс.Карты

Вопрос транспорта — это всегда математика и геометрия: надо на ограниченном пространстве перевезти как можно больше людей. Угодить всем не получится, места мало. Трамвай — самый эффективный магистральный вид транспорта для улиц.

Если по улице ходит трамвай, то потенциальная провозная способность улицы достигает десятков тысяч человек в час. Привезти столько же людей на автомобилях в исторический центр на Ильинскую не получится чисто физически: для этого нужно будет строить развязки и сносить дома под парковки, в итоге получится асфальтовое царство, куда ехать не особо захочется.

Яндекс.Карты

Но чтобы трамвай работал хорошо и привозил радостных жителей и гостей города на обновлённую улицу, ему нужно создать условия: вводить выделенки, развивать сеть, делать нормальные платформы и закупать современные вагоны. При этом не только на самой улице, а во всём городе. Тут можно взять пример с Праги, Будапешта, Базеля и почти любого другого успешного европейского города с трамваем.

Земля везде стоит дорого и везде её не хватает, приходится от чего-то отказываться. Вариант с реверсивным движением трамвая предполагает сделать широкие тротуары и проезд для машин, а чтобы всё впихнулось — отжать часть земли у трамвая.

Вот только такое делать категорически не рекомендуется — это значит как минимум в два раза сократить пропускную способность всей линии. С двумя путями маршрутом сможет пользоваться, например, 20 000 человек в час, на вашу замечательную улицу сможет приезжать много людей. С реверсом вы сможете пускать в разы меньше вагонов, поток на маршруте упадёт до 10 000 человек и на улицу сможет приезжать меньше людей. Это ударит не только по жителям и бизнесу на улице, но и по всей транспортной системе города в целом.

Приоритеты в 20 и 21 веках

Реверсивное движение — всегда исключение из правил, которого нужно всеми силами стараться избежать. Например, если на улицу физически не вмещается трамвай в каждую сторону, делаем реверс с разъездами на остановках.

Реверсивное движение трамвая по улице в центре Амстердама

Или другой вариант: линию нужно пустить в узкую арку, и альтернативы нет. Ладно, так и быть, вводим реверсивное движение.

Реверсивное движение в Москве для проезда железной дороги. Яндекс.Карты

Но если у вас УЖЕ ЕСТЬ нормальная улица, к тому же магистральная, с отдельными путями в каждую сторону, то сокращать их до одной — это полная некомпетентность. Лучше сделать реверсивное движение для машин, если у вас совсем ничего не входит.

А ещё лучше — убрать в узком месте проезд машин в целом. Это станет дополнительным стимулом пользоваться общественным транспортом, а не машиной — пробок станет чуть меньше во всём городе, и не надо будет думать о парковке.

Львов, проезд в центр по узкой улице только для трамвая

P.S. Возможно сокращение более чем в два раза провозной способности, зависит от длины участка и количества разъездов.