Непарадный Баку
Обычно знакомство с городом у людей начинается с вокзала и центра. Позволю себе немного нарушить эту традицию — сегодня мы отъедем на несколько станций метро от центра Баку и посмотрим на жизнь в отдалении от центра. Это не совсем окраина, но позже вы поймёте, сколь колоссальна разница между туристическими путями и жизнью в обычном районе.
Взлётные улицы
Перед поездкой я специально ничего особо не гуглил о городе — так у тебя нет особых ожиданий и оценка получается менее субъективной. Но где-то в душе я ждал чего-то в духе Ташкента с его асфальтовыми полями, дешёвыми понтами и уничтожением реально интересных объектов. В чём-то я определённо был прав!
Если у тебя нет автомобиля, то ты человек второго сорта. Город тратит все силы и деньги на асфальт, развязки и переходы, а на всё остальное по остаточному принципу. Это хорошо видно по этой улице: узкий тротуар, нет плавных спусков на переход, огромный столб и широченная проезжая часть. Мама с коляской, инвалид или просто два человека рядом здесь элементарно не пройдут. Можно было бы расширить тротуар на 1-2 метра без потери рядов и парковки только за счёт сужения полос, но кому это надо?
В Баку есть безбарьерная среда, но лишь для машин:
Переходы — отдельный разговор. Переходить по такому просто опасно. С учётом гранитных бордюров, деньги на светофор или хотя бы подсветку найти явно можно было. Просто никто не подумал, как сделать переход улицы безопасным и доступным — в приоритете машины.
Можно простить неправильные приоритеты в транспорте и тратах, эту ошибку проходили многие города мира в прошлом веке. Но банально не ценить жизни своих людей — вот это уже страшно.
Просто сравните переходы выше из краски и двух знаков через огроменную улицу и действительно безопасный переход. Ширина улицы примерно одинаковая, но подходы и ценности — разные. Трамвай в Баку, к слову, ходил до 2004 года.
Возможно, я слишком требовательный? Ведь часто в Баку нет даже краски со знаками:
Баку хочет быть современным городом, но здесь всё ещё живут в 1970-х годах с мечтами о славном автомобильном будущем. Только никто как-то не замечает, что город становится всё агрессивнее и менее справедливым — бедных и слабых просто прогоняют с улицы узкими тротуарами, опасными переходами, барьерной средой и прочими ошибками.
Парыж!
Архитектура всегда была и остаётся зеркалом политической жизни города. Новые и старые здания хорошо отражают экономические аспекты и банальные ценности общества. В Баку, например, после распада СССР взяли курс на стиль аля Париж. Вот только в Париже вы не встретите такого ужаса:
Проблема не только с пропорциями, материалами и другими деталями — это просто не к месту. Дом с колоннами и лепнинами фигачат прямо напротив панелек, про контекст и целостность среды здесь вообще не слышали:
В России тоже есть проблема с новоделами под старину — это эстетический и политический кризис, ведь архитектурная школа была практически уничтожена постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». С приходом же больших денег появилось желание сделать что-то красивое, но как это делать и зачем, никому не объясняли. В республиках это подкреплялось вертикальностью власти, желанием угодить вкусу руководителя и стремлением построить что-то своё для создания идентичности.
В Баку под Парыж пытались переделать даже панельки, получился «красивый» фасад и реалистичный двор:
Дворы в спальниках — самый честный показатель реального положения дел.
В Баку реальность такова, что дом с двором могут быть в убитом состоянии, притом машины жителей будут чистыми и дорогими. Это можно трактовать очень просто: зона ответственности и комфорта ограничена порогом квартиры и машины, дальше всё чьё-то чужое и это не моё дело.
Для постсоветских стран это типичная история, социальный капитал слишком слабый пока что. Поэтому общество саморегулируется просто: у кого машина круче, тот встаёт ближе к подъезду.
Машина, отхапать кусок дома для себя и плевать на всё вокруг — пока это основные ценности, если судить по дворам Баку:
Транспорт для бедных
«В хорошем городе не бедные ездят на машинах, а богатые — на общественном транспорте», — Э.Пеньялоса, мэр Боготы.
Как вы поняли выше, при первой возможности в Баку надо покупать машину. В общественный транспорт люди скорее идут от безысходности. Трамвай и троллейбус в городе с успехом выпилили — они мешали машинкам. Остались автобусы и метро. В центре можно встретить футуричные Ивеко:
Как мне рассказали, в метро снимать нельзя. Но рассказали уже после съёмки. Цена проезда небольшая, в районе 10 рублей. Проход по пластиковым и одноразовым картам, которые можно купить в автоматах. Вот только есть проблема — автомат не принимает банковские карты и не даёт сдачу.
Про охват и работу метрополитена ничего сказать не могу, успел проехать всего один раз. Запрет съёмки могу прокомментировать просто: синдром вахтёра.
По количеству рекламы на станциях вспоминается Киев — там обилие билбордов позволяло долгое время не поднимать цену за проезд.
Навигация никак не помогает найти нужный выход, если ты не знаешь название ближайших улиц. Огромный телевизор для рекламы рядом с табличкой тоже не помогает ориентации. Зато чётко понятна клиентоориентированность метрополитена.
Можно точно сказать, что метро пользуется спросом — людей в час пик было прилично. Но это скорее из-за отсутствия альтернатив.
Что дальше
В следующей части посмотрим на центр Баку — видно, что его старались вылизать и не жалели денег. Но в очередной раз убедимся, что большой бюджет не решает вопрос низкой квалификации при принятии решений.