Сделаем красиво и запретим снимать!
Один из самых больших парадоксов поездок по городам бывшего СССР — надуманные запреты снимать что-либо. При этом, часто запреты не имеют формального основания, но на всякий случай фотографировать всё равно запрещают. Видимо, включается самоцензура, наложенная на психологический феномен «начальника калитки» — надо показать свою власть, и вдруг они снимут какую-то проблему?!
Но тупее всего сам подход: снимать кошмарные дворы, помойки и прочие ужасы можно без проблем, а вот что-то красивое — ни-ни!
Как вы могли понять по названию и вступлению, мне пытались запретить снимать центр Гейдара Алиева от Захи Дадид в Баку. Нюанс в том, что вместе со мной одновременно снимало ещё человек пять, но охранник быстро всё объяснил: снимать можно только на телефон!
Благо, я успел сделать все нужные кадры снаружи, а внутри были уже другие охранники, их мои камеры никак не волновали.
Культурный центр включает в себя аудиториум (конгресс-центр), музей, выставочные залы и административные офисы. Проект был разработан в 2007 году архитектором Захой Хадид.
В 2014 году здание признано самым лучшим в мире, сейчас это один из символов города.
Это отличный пример нео-футуризма и современной архитектуры в целом. Работы Захи Хадид имеют свой стиль, узнаются и становятся новыми достопримечательностями.
Проблема подобных крупных объектов в окружении — сложно найти что-то подходящее для столь необычной доминанты. Если мы говорим о городской застройке, то создать нужный ракурс в таких условиях крайне непросто.
Здесь есть рельеф, за счёт чего с одной стороны всё внимание акцентируется на центре — тут всё просто.
В какой-то степени восхождение наверх напоминает путь к храму, но на дворе всё-таки 21 век — поставили эскалаторы, которые не работают.
Благоустройство немного разваливается, но не смертельно:
Раньше в этом месте был завод на 16 га. Завод был перенесён в другое место, территорию расчистили и начали строительство.
С другой стороны обычные дома с налётом парижости. Уверен, архитекторы бюро хорошо понимали уровень трэша, ведь они скрыли его рельефом — если идти по дорожке, то глаз цепляется только за сам центр.
Главный вход в центр, по традиции, закрыт:
По другой традиции, кассы и сам вход тоже расположены в разных местах. Кассы можно найти по огромной рекламе:
Хорошо видно, что архитекторы закладывали полную проницаемость — двери просто закрыли.
К входу ведёт тропинка из настила. Возможно, покрытие слишком ровное и скользит. Или же это элемент подсознательной навигации: видишь тропинку — иди по ней.
Интерьер мощный, единственная эмоция: «Вау!»
Здесь почти нет прямых линий, наверняка строителям было нелегко:
Интересно, как здесь меняют лампочки?
Серьёзно, этот вопрос не отпускает меня уже неделю: сколько нужно архитекторов, чтобы поменять здесь лампы?
Фотографировать интерьеры можно почти бесконечно — каждый ракурс будет отличаться от другого.
Большая проблема таких зданий — мебель. Шкаф или стул из Икеи сюда не поставишь, подобрать что-то из типового просто невозможно. Архитекторам сразу приходится работать над этим:
Если вас интересует, сколько здесь потерянного полезного пространства, то сразу скажу: много!
Пожарная лестница попроще, но весьма минималистичная:
Туалеты тоже весьма обычные. По крайней мере, здесь не случилось прихода завхоза и армстронга, как это бывает у нас с модернизмом.
В центре есть несколько постоянных экспозиций про государственность, историю страны и самого президента — их я обозревать не буду, сходите сами при возможности. Зато творение Захи Хадид — чистый восторг.
Это очень дорогое удовольствие, но это лучший символ Баку — он работает на город и страну, поэтому вложения вполне оправданы. Хочется отбросить политический момент, но нужно трезво оценивать, что это прямое заявление в бетоне. Ещё это пример очень качественной современной архитектуры, что важно для насмотренности жителей в целом, особенно с учётом нездоровой любви к стилю «Парыж».
Идиотизм с запретом съёмки не хочется комментировать, но в целом поддержание интерьеров оставляет приятное впечатление — прихода завхоза с серой краской, шторками и фикусами не случилось.