February 20, 2020

Центральный Баку: морской фасад, имитация пешеходности и Парыж

Мы уже посмотрели на бохатые подземелья города и его окраины, время перемещаться в сердце Баку. Тем более, судя по увиденному, в него вложили очень много сил и средств совсем недавно. Я не могу сказать, стало лучше или хуже, на этот вопрос смогут ответить только местные жители. Но я точно могу сказать, что местами что-то пошло не так.

Кто тут царь?

Несколько дней назад я вам рассказывал про транспортные приоритеты городов, почему вместо полос для машин делают велодорожки и расширяют тротуары — это большая и осознанная политика с опорой на математику, геометрию и урбанистику. Это весьма долгий процесс, где спешка может наломать много дров, европейские города начали этот процесс полвека назад и до сих пор работают над этим. В восточных же странах часто пытаются пойти по экспресс-маршруту, копируя отдельные решения. Очень похоже, что Баку не стал исключением, иначе объяснить подземный переход с пешеходной улицы на пешеходную через две полосы я не могу.

Сами пешеходные улицы центра крайне приятные и живые, но это всегда лишь один из инструментов для более глобальной задачи. Если ваша пешеходная улица в конце или по бокам упирается в улицу-парковку, подземный переход и просто узкий тротуар, то это сигнал об ошибке в планировании.

В Баку как раз такой сценарий: вокруг небольшого пешеходного оазиса упаркованные улицы, где даже умудрились впихнуть шлагбаум.

... просто улицы-шоссе:

... есть большая проблема со связанностью, порою пешеходных переходов нет на расстоянии сотен метров:

В общем, если не выходить за пределы нескольких кварталов, то всё хорошо. Вот только город не заканчивается этими кварталами, за их пределом живут люди. Город пытается усидеть на двух стульях, но это физически невозможно. В итоге есть сносная витрина комфортного города, но внутри всё гнилое.

Особенно забавляют местные пандусы — их явно делали без понимания цели. Потому что вместо безбарьерной среды получился дорогой набор горок из гранита:

Доступная среда — ценность, этим городские власти и жители показывают заботу о самых слабых членах общества. Делая город доступным для маломобильных, мы делаем его удобным абсолютно для всех. Сделать пандус тут не самоцель, а инструмент.

Даже если откинуть отсутствие зебр в нужных местах и подземные переходы без лифтов, местные пандусы всё равно не делают город доступным и удобным для маломобильных. Просто сравните местные тротуары с Парижем:

... Варшавой:

... или даже Москвой:

В чём отличие? Отличие в том, что инфраструктуру по умолчанию делают безбарьерной, тут просто не нужен отдельный пандус — никаких ступенек или разрывов по ходу движения. На тротуарах же Баку наверняка немало молодых и здоровых поломали свои носы из-за спотыкания о местные пандусы. Да, оказывается, даже пандусы надо уметь делать!

Просто сравните монструозность конструкций и вид заезда во двор выше, а теперь посмотрите на правильный тротуар:

Екатеринбург

Но особенно меня позабавил этот кусок тротуара. Светящаяся дуга светофора — популярная в Азии штука, типа так лучше видно светофор и безопаснее. Вы не найдёте подобного в Европе или Штатах по очень простой причине: там умеют делать нормальные перекрёстки без подобных гирлянд. На постсоветском же пространстве нормальных дорожных инженеров сложно найти, улицы закатывают в асфальт по самое не балуй, а потом думают о безопасности. Полоску в асфальте комментировать вообще не хочется — это имитация деятельности, которая имеет ноль отношения к безопасности.

Это единственный переход с подсветкой, который я встретил за три дня в городе. Лампы включаются лишь на зелёный пешеходам, то есть толку от них ноль: водителю нужно видеть светофор, а не людей. Именно поэтому подсветку в первую очередь делают на зебрах без светофоров.

Но самый шик — велодорожка! Её сделали из гранита, он оказался скользким, но вопрос решили болгаркой. Просто шедеврально!

Дорого, современно и как в Европах, но только в границах одного квартала.

История и Парыж

Это настоящий Баку:

До революции город был богатым, здесь была красивая архитектура. Но её или сносят, или просто запускают.

Более старые районы центра скромнее, но крайне аутентичные:

Про местные балконы и двери я уже писал, но здесь в целом очень милая среда. Хочется в старости заиметь квартиру с огромным балконом и просто наслаждаться жизнью в этом месте.

В общем, очень человеческий размер застройки и насыщенная среда:

... которую активно уничтожают:

Вопрос не в факте нового строительства, а в самих проектах — они уничтожают среду на корню. Ставить огромные человейники в такую застройку — преступление.

Кроме того, это сильно бьёт по инфраструктуре, ведь местные коммуникации и улицы не рассчитаны на такую нагрузку. Но земля в центре дороже здравого смысла и законов урбанистики.

Застройка внутри крепости тоже не выдерживает натиска алчности, даже здесь всюду новодел, но хотя бы не сильно выше соседних зданий — хоть как-то пытаются сохранить саму среду места:

Что же появляется на месте доходных домов и истории? Появляется ПАРЫЖ! Это может показаться «красивым», но такая архитектура некачественна сама по себе, она обманывает относительно своей истории и места. Если у нас ругают капром за аляпость, то это ещё хуже и глупее. Это всё равно что на дискотеке слушать рэп под Вивальди — можно, но все будут понимать ужас. Или ходить во фраке и спортивных штанах от Адидас — можно, только никто не поймёт. Вот с копированием отдельных элементов старой архитектуры аналогично.

Новые доминанты и морской фасад

Самое удивительное, что Баку сочетает в себе архитектуру Франкенштейна и качественные современные проекты. Это хорошо характеризует политическую и социальную ситуацию в стране. Вы же помните, что политика — постоянный спутник архитектуры?

Пламенные башни — новый символ города:

Они очень круто вписались в ландшафт и стали доминантой всего города:

Со стороны моря уже вырисовывается интересный вид. Это дело хорошее, про ансамбль и вид города с воды у нас редко думают.

Вот только есть вопрос к заполнению всех этих небоскрёбов людьми и бизнесом. Днём вокруг зданий не заметна жизнь, а в вечернее время почти везде нет света.

Если все эти проекты делают просто ради красивого вида, то это вызывает много вопросов.

Пустота пространств

Баку меня удивил пустыми площадями и скверами. На улицах много жизни, но вот новые пространства города даже в хорошую погоду пустуют. Про эту проблему я писал отдельно — это не климат или время виновато, это именно проблема планирования.

Благоустройство стоит денег: много уходит на стройку, но ещё больше — на содержание. Поэтому плиточка-фонарики-скамейки должны отрабатывать вложения, улучшая жизнь людей, развивая бизнес и привлекая инвестиции с людьми. Такие пустоты никому не нужны, даже на открытках они будут выглядеть ужасно:

Тут целый букет проблем: набережная отрезана от застройки огромным шоссе, которое крайне проблематично перейти, застройка места ориентирована на разовые события, а не на ежедневное использование. Вишенка на торте — банальный античеловеческий дизайн: здесь невозможно спрятаться от дождя и солнца, негде даже просто купить воды.

Отдельный бред — отсутствие контакта с водой. Набережные призваны соединить горожанина с водой, а набережные без сходов и пляжей лишь дразнят и вызывают раздражение.

Наверняка макет этой набережной был красивым, а на рендерах были толпы людей. Вот только программировать жизнь места и рисовать красивые картинки — разные вещи.

Поэтому не удивительно, что место совершенно не включено в город и стоит пустым, и это так же неудивительно, как отсутствие толп людей на лестнице, которая ведёт от стены.

Вот только каждый квадратный сантиметр этой пустоты стоит денег. Сегодня деньги есть, их даже может быть много, а если завтра они кончатся?

Увиденное во многом напоминает Сочи с огромным Олимпийским центром: там тоже красиво открывали и несколько раз использовали, а сейчас это головная боль города.

Велодорожка с пьяными фонарями тут не спасёт — нужно начинать большую реконструкцию по гуманизации места: приближать застройку, убирать шоссе, прибавлять функций месту и реконструировать плиточные поля.

Главное, чтобы не решили случайно продлить свою «мини-венецию» вдоль всей набережной...

Пока же тут можно организовать парковку самолётов, чтобы плацы не простаивали.

Но есть один важный и большой плюс общественных пространств Баку: здесь делают туалеты!

Напомню: у людей есть естественные потребности, про которые нельзя забывать или просто запрещать их. Доступность туалета — важная черта комфортного города. Здесь они есть и в хорошем состоянии, даже несмотря на ноль людей вокруг.

Просто сравните этот туалет с туалетом рязанского Кремля...

Пожелание Баку

Есть простое правило урбанистики: не пытайтесь бездумно копировать чужие решения. Вообще, это относится ко всем сферам жизни: бизнесу, дизайну, личному развитию и так далее. В противном случае, вы всегда будет на шаг позади. Изучать чужой опыт важно и полезно, но всегда нужно смотреть глубже на причины и следствия, исходить из принципов и опираться на людей.

Если же ваши амбиции нацелены на превращение города в мировую столицу, то забудьте про мегапроекты и заимствование — вкладывайте в людей и поддерживайте местные инициативы. Именно это создаст уникальность и неповторимость вашего города. Строить же «как в Париже» и вставлять огромные площади с памятниками много ума не требуют, это можно сделать в любой точке планеты с примерно одинаковым успехом.