February 24, 2020

Московская зима

У меня тут накопилось немного фотографий Москвы за февраль — давайте прогуляемся по городу и посмотрим на изменения последних лет. Спойлер: зимы не было.

Садовый ад

Садовое кольцо после реконструкции — это вроде улица, а вроде — шоссе. Подобный гибрид нарушает привычное деление улиц и дорог, поэтому появляются костыли в виде эстакад и подземных переходов. К сожалению, в рамках недавней реконструкции кардинально проблему не решили.

Проблема крайне простая: у нас транспортная и градостроительная отрасли всё ещё живут в каком-то собственном мире и не видят проблем в своих решениях. Поэтому долгое время подход был крайне простой: чем больше полос, тем лучше. Отдельно забавляет тезис про кольцевую-радиальную систему города, что без магистрали на месте Садового город не выживет — её повторяют последние лет 40 и просто не осмеливаются поставить под сомнение и искать другие пути решения проблемы.

Реконструкция сделала плохую улицу менее плохой: несколько проколов и наземных переходов, убранные бутылочные горлышки и озеленение — хорошо, но мало.

Проблемы дикого шума, автобусов в пробке и поиска доступного перехода никуда не делись.

Это всё ещё улица для машин, которая не справляется ни с одной из своих задач.

Сейчас у Городских проектов идёт сбор денег на концепцию полного переосмысления улицы с возвращением трамвая на Садовое. Радикально? Да, но и уровень ужасности улицы радикален. Пропускная способность в машинах упадёт, зато вырастет провозная способность и будет больше стимулов оставить машину дома и выбрать общественный транспорт для поездки по городу.

Обновление Белорусского вокзала

Белорусский вокзал в его текущем виде ужасный — закрытые проходы, тотальный шмон даже для прохода мимо здания вокзала и так далее. Пользоваться вокзалами Москвы можно скорее от безысходности.

Я с ужасом представляю, что будет с людьми в здании вокзала в случае пожара или теракта: половина дверей закрыты, всюду заборы и запрет прохода. Некогда проницаемое пространство с полным контактом с улицей и площадью превратилось в клетки. Про обычную навигацию и удлинение пути для пассажиров я вообще молчу.

Особенно больно смотреть на вокзалы в сравнении со старыми фотографиями. Например, ещё совсем недавно спуститься на платформы Белорусского вокзала можно было просто с путепровода. С учётом остановки трамвая прямо напротив лестниц получался максимально короткий и понятный путь.

1938 год, справа выходы на платформу с моста

Сейчас же на железные дороги вроде как обратили внимание и за счёт МЦД пытаются улучшить ситуацию, но вместо качественного переосмысления мы скорее получаем плохую начинку в более красивой обёртке. Обрисовать иначе обновление площади перед путями я не могу.

Поймите правильно: красивый дизайн — это хорошо. Крайне приятно видеть на территории РЖД что-то современное аля айфон. Эта работа важна, но, как мне кажется, она скорее вторична.

Красивые формы — не самоцель, нужны качественные улучшения. Для этого нужны структурные изменения и бодания с силовиками, а этого делать никто не хочет, но без этого вокзалы и электрички не станут удобнее.

Иными словами, зачем делать хорошую электричку, если люди не могут нормально до неё дойти?

Живая площадь

Зато площадь с Горьким перед Белорусским вокзалом ожила — здесь почти всегда люди, хотя очень не хватает какого-то бизнеса.

Вспоминаются заявления уважаемых и не очень экспертов про ненужность трамвая, деревьев и всего прочего на площади — мол и так всё плохо, нужна развязка, а не эта ваша урбанина. Как это место выглядело раньше, можно посмотреть и ужаснуться здесь.

К слову, доработать площадь действительно нужно: трамвай следует протянуть дальше до Сити и Сокола, тогда получится максимально реализовать его потенциал и решить многие транспортные проблемы. И не хватает ещё одной зебры от остановки трамвая к вокзалу.

Цветной бульвар — море асфальта

Это центр Москвы, но сюда не дошла реконструкция улиц. Это весьма странно, ведь Цветной бульвар — популярное и известное место. Пока же это скорее море асфальта:

Общественный транспорт тут крайне слабый, хотя здесь две станции метро — магистральные наземные маршруты почти не охватывают это место.

Тротуары же крайне узкие и даже в выходные не справляются с потоком людей.

Надеюсь, скоро эти фотографии станут архивными, а бульвар качественно переосмыслят. Если же сюда также вернут трамвай, то получится качественно прокачать место и улучшить его доступность.

Парковка и детали

Недавно в Москве вновь меняли цену за парковку на улицах: в основном стало дороже в центре, появились новые зоны, местами снизили цену или ввели прогрессивную шкалу. В целом всё обыденно, точная настройка цены — нормальное явление для оптимальной загрузки. Зато появились новые таблички, теперь они более круглые:

Снизу старая табличка, сверху новая, но которая ещё не действовала на момент съёмки.

Стало больше парковок только для резидентов, но я не очень понимаю, есть ли штраф за парковку в таких зонах для всех других. Кто знает?

Три всадника московского уличного дизайна:

... и попытка сделать серые коробки более дружелюбными:

Или лучше просто серый ящик?