March 1, 2020

Рускеальский экспресс: Сортавала и паровозная классика

Продолжаю рассказывать про свою поездку в Карелию. Напомню, это блог-тур в честь запуска беспересадочного поезда из Москвы до парка Рускеала.

В первой части мы смотрели на новые вагоны, сейчас же время прогуляться по славному городу Сортавала, залезть в кабину паровоза и осмотреть исторические вагоны на пути в парк.

Город Сортавала

Поезд Москва-Петрозаводск прибывает в город в 06:34 утра. Здесь вагоны Рускеальского экспресса отцепляют, чтобы затем подцепить их к составу до самого парка. Отправление в парк в 10:40 — есть четыре часа на завтрак и прогулку по городу или продолжение сна в самом вагоне. У нас был вариант завтрака и небольшой экскурсии.

У города длинная история, он часто переходил то к шведам, то к финнам, то к русским. С 1944 года город находится в составе России, хотя финское прошлое хорошо прослеживается в архитектуре и некоторых деталях.

Сейчас в городе проживает порядка 19 тысяч человек, но здесь хорошая и плотная планировка центра — за счёт этого нет рыхлости и чувства деревни.

Вообще понятие «город» очень неоднозначное, нельзя исходить лишь из административных границ и численности — они не учитывают культурную составляющую и порождаемое городом разнообразие услуг и предложений. Поэтому какой-нибудь небольшой город может быть более «городским», чем даже город-миллионник.

Планировка и плотный центр — это хорошо. Ещё здесь приятно поражает чистота фасадов домов:

Даже при замене окон чаще всего сохраняют оригинальную расстекловку и не пихают белый пластик!

Прыщей кондиционеров тоже не видно:

Так не везде, но первое и стойкое впечатление от застройки после Москвы и Петербурга: «Ух ты, какие чистые фасады!» Версию бедности я бы откинул, потому что видна ухоженность и новые элементы, просто они учитывают архитектуру здания. Интересно, как здесь смогли это сделать — неужели близость Финляндии так влияет на людей?

Часто можно встретить таблички и целые граффити про местных архитекторов. Этот спроектировал три здания в городе:

Отдельно доставляет деревянное наследие — его поддерживают. Чаще всего старые дома выглядят не хуже финских.

Лепота!

Прямо сейчас восстанавливают старый дом:

Бывшая городская ратуша:

В целом, уровень аккуратности здесь выше среднероссийского на голову:

Даже простой ларёк милый! Но привести вывески в порядок не помешало бы:

От финнов досталась ливнёвка на улицах и знатные гранитные бордюры. Прошло много времени, а они всё ещё стоят:

Местами сохранилась мостовая:

Петербург не смог, Москва не смогла, а небольшой карельский город Сортавала смог — на тротуарах гранитная крошка. Чисто, аккуратно, экономично и не скользко. Напомню, подобная посыпка улиц зимой — норма для соседней Финляндии.

А вот заборы уже чисто российские. К счастью, их мало и чаще всего они скрыты кустами:

Вне центра разнообразие архитектуры и старых деталей меньше, но интересность сохраняется:

Как я понимаю, раньше город жил в основном промышленными предприятиями.

В наше же время экономика больше сместилась в сторону туризма — Сортавала удачный «опорный пункт» для осмотра Карелии: рядом Рускеальский парк, остров Валаам, несколько баз, бывший финский бункер оборонительной линии для защиты от СССР и так далее.

Это бывшая фабрика, которую переделали под гостиницу. Здесь же готовят первые завтраки в городе. Пиипун Пиха — «дом с трубой» с финского.

К сожалению, световой день ещё короткий, осмотреть получилось малую часть города — будет повод вернуться. Сейчас же идём обратно к вокзалу!

Рускеальский экспресс

За время прогулки наши вагоны подсоединили к Рускеальскому экспрессу — ретро-составу на паровозной тяге от Сортавалы до парка Рускеала. Отправление экспресса состыковано с Ласточкой из Петербурга, поэтому даже в дни без московских вагонов до парка можно добраться из Москвы через Петербург. Здесь нет электрификации, поэтому Ласточку тянут тепловозы (привет Иванову):

Пересадка получается короткой и понятной, но не очень доступной. Печально, что в 21 веке в России всё ещё не научились делать низкопольные вагоны:

Конечно, можно делать высокие платформы, но это дорого и часто не оправдано. В нашем случае весь кайф паровоза при высокой платформе сошёл бы на нет:

Путь до парка занимает примерно час, за это время паровоз съедает 2,5 тонны угля:

Паровозы привозили со всех концов России, но оно того явно стоило:

На одну мечту стало меньше — удалось попасть в кабину!

Зимой тут хорошо, тепло. Но летом этот плюс превращается в минус.

Если московские вагоны обновлённые и современные, то пассажирские вагоны от Сортавалы до парка сделаны под старину. Цвет вагонов и форма проводников тоже нестандартные — это не совсем обычный сервис всё-таки:

Сидячие вагоны старались сделать в дореволюционном стиле:

Много исторических фотографий:

Интерьеры под старину, но вагоны приспособлены для маломобильных: здесь есть аппарель для подъёма людей с колясками, купе с фиксацией и приспособленный туалет.

Некоторые детали, типа табло, немного портят общий вид. Но туалет явно не удалось выдержать в стиле:

Это скорее конец 1980-х:

Если сидячие вагоны — первый класс и Россия до революции, то вагон-ресторан — 1920 года. Здесь примерно те же шторы и детали, но вставлены советские элементы.

Пока что вагон-ресторан присоединяют в Сортавале, но в будущем обещают добавить его к вагонам от Москвы. Добавят не вместо этого, а дополнительно.

Телевизоры немного портят картину, но не смертельно. Вот только хотелось бы иметь субтитры к роликам — без звука не понятно, что конкретно там показывают. Только сразу скажу: нужны субтитры, а не видео со звуком!

Еда плюс-минус обычная, но есть некоторые традиционные для Карелии блюда. Готовят кофе, принимают карты — в общем, всё неплохо.

В парке пока один путь и временная платформа. Хочется верить, что деревянную платформу не станут убирать — она очень милая и к месту. К тому же, как показывает практика, деревянные платформы у РЖД получаются в разы красивее обычных серых с «грибками».

В будущем здесь обещают достроить второй путь, разворотный круг для паровозов и небольшой вокзал. Пока же из Сортавалы пускают второй паровоз, который подъезжает задом к вагонам и забирает состав из парка. Первый же паровоз едет задом до развилки без пассажиров.

Зато здесь уже поставили туалет:

Вода для работы собирается во время дождя, а отходы фильтруются и повторно пускаются в использование. Как я понимаю, таких пока не очень много в России. Кроме того, он куда лучше даже стационарных туалетов на многих вокзалах.

В следующей части уже поговорим про сам парк — это однозначно одно из самых необычных мест в России!