«Раньше было лучше» — какие детали мы потеряли?

В интернете много подборок старых фотографий уничтоженных улиц и районов Москвы, конкурировать с ними я не хочу. Тем более что город — это не только здания, есть огромное количество деталей!

Сегодня предлагаю прогуляться по старым фотографиям города и посмотреть, какие уникальные, красивые или просто приятные вещи мы потеряли.

Начнём с чего-нибудь простого и приятного — трамвая! За сто лет Москва лишилась огромной части трамвайной сети. Процесс чем-то напоминает уничтожение троллейбуса сегодня: просто мэру не нравится один вид транспорта, поэтому придумывают всякие причины для его уничтожения. Если сегодня в центре города ходят только автобусы, то раньше по этим же улицам ходили трамваи. Судя по всему, на фото момент поломки контактной сети, к слову:

Пересечении Неглинной и Театрального проезда, 1925

Обратите внимание на порядок и... трамвайные платформы — уже тогда понимали их важность.

Ильинский сквер, 1933 – 1935

Вот это моя любимая с недавних пор: трамвайная платформа прямо у лестниц на платформы Белорусского вокзала. Сегодня нет ни трамвая, ни платформы, ни лестниц, ни троллейбуса.

1938 год

На самих платформах умели доводить козырёк до конца платформы и направлять воду от путей. Итог: можно сесть сухим в вагон, а вода не капает на край перрона (актуально при переходе температуры через ноль).

Виндавский вокзал, 1901 – 1902

Сравнивать старые опоры трамвая с текущими трубами можно даже не пытаться — раньше явно умели в утилитарные детали куда лучше.

1-я Мещанская улица, 1912-1914

Другой вариант:

Чистопрудный бульвар, 1939

Хорошо видно, что фонари и столбы были неотъемлемым элементом улицы, всё было в одном стиле:

1-я Тверская-Ямская улица, 1911

Интересная лампа о предупреждении трамвая, плюс вертушки, чтобы извозчики не смогли проехать через бульвар. К слову, проблема видимости пешеходов водителями трамвая актуальна по сей день.

Чистопрудный бульвар, 1927

В мире асфальт начали применять вовсе не для удобства машин, а для упрощения уборки улиц. В Москве же из асфальта делали проходы для людей в первую очередь:

На Лубянской площади, 1925

Но с безбарьерной средой проблемы были уже тогда — ровный переход с ровным тротуаром и большим бордюром между ними.

Ильинские ворота, 1895 – 1900

Двухэтажные троллейбусы ходили по улицам Москвы не очень долго:

Ярославское шоссе, 1939

Островки безопасности на улицах Москвы были задолго до Ликсутова и Собянина. Другое дело, что варварство в какой-то момент победило, их убрали, а теперь с трудом возвращают обратно на улицы для повышения безопасности.

Проспект Мира, 1982

Широкие наземные переходы с пунктирным выделением тоже в числе пропавших:

Угол Тверской улицы и Охотного ряда, 1950-1956

Я так понимаю, пунктир — или краска, или катафоты. На этой фотографии хорошо видно, что на месте пунктиров есть выбитые точки:

Новая Басманная ул, 1975

Выше виден светофор, но он уже немного уставший. Раньше были вот такие стиляги. Обратите внимание, что никаких натянутых проводов нет — всё под землёй!

1-й Рощинский проезд, 1959

Подвесные фонари практически полностью уничтожены в центре:

Чистопрудный бульвар, 1939

Трансформаторные будки тоже умели оформлять веселее, чем серой краской:

Колонка для двухъ трансформаторовъ. Покровский бульвар у Воронцова поля, 1910-1912

Оказывается, в 1920-х годах в Москве были уличные писсуары, этот в районе Чистых прудов был:

Это нынешняя площадь Разгуляй, тогда этот район только начинали «осваивать». Здесь хорошо видно типовое благоустройство: трамвай, строгие ряды деревьев, фонари, ровная дорожка тротуара и столбики от извозчиков. Также хорошо видна характерная черта дореволюционной Москвы: вывески на фасадах домов.

Площадь Разгуляй и Новая Басманная улица, 1888

Здесь же хорошо видны желоба на тротуаре от водосточных труб. Плюс, судя по всему, здесь виден переходный период от масляных фонарей к электрическим:

Церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Новой Конюшенной слободе, 1913

Деревянные оградки раньше были хитом:

Гинекологическая и акушерская Клиники со двора, 1895

Судя по людям, оградки были весьма высокими:

Покровский плац - Покровского бульвара, 1901

Есть ещё много удивительных деталей, которых Москва лишилась за последние 100 лет, но эти мне показались наиболее интересными.

Столешников переулок, 1913