«Раньше было лучше» — какие детали мы потеряли?
В интернете много подборок старых фотографий уничтоженных улиц и районов Москвы, конкурировать с ними я не хочу. Тем более что город — это не только здания, есть огромное количество деталей!
Сегодня предлагаю прогуляться по старым фотографиям города и посмотреть, какие уникальные, красивые или просто приятные вещи мы потеряли.
Начнём с чего-нибудь простого и приятного — трамвая! За сто лет Москва лишилась огромной части трамвайной сети. Процесс чем-то напоминает уничтожение троллейбуса сегодня: просто мэру не нравится один вид транспорта, поэтому придумывают всякие причины для его уничтожения. Если сегодня в центре города ходят только автобусы, то раньше по этим же улицам ходили трамваи. Судя по всему, на фото момент поломки контактной сети, к слову:
Обратите внимание на порядок и... трамвайные платформы — уже тогда понимали их важность.
Вот это моя любимая с недавних пор: трамвайная платформа прямо у лестниц на платформы Белорусского вокзала. Сегодня нет ни трамвая, ни платформы, ни лестниц, ни троллейбуса.
На самих платформах умели доводить козырёк до конца платформы и направлять воду от путей. Итог: можно сесть сухим в вагон, а вода не капает на край перрона (актуально при переходе температуры через ноль).
Сравнивать старые опоры трамвая с текущими трубами можно даже не пытаться — раньше явно умели в утилитарные детали куда лучше.
Хорошо видно, что фонари и столбы были неотъемлемым элементом улицы, всё было в одном стиле:
Интересная лампа о предупреждении трамвая, плюс вертушки, чтобы извозчики не смогли проехать через бульвар. К слову, проблема видимости пешеходов водителями трамвая актуальна по сей день.
В мире асфальт начали применять вовсе не для удобства машин, а для упрощения уборки улиц. В Москве же из асфальта делали проходы для людей в первую очередь:
Но с безбарьерной средой проблемы были уже тогда — ровный переход с ровным тротуаром и большим бордюром между ними.
Двухэтажные троллейбусы ходили по улицам Москвы не очень долго:
Островки безопасности на улицах Москвы были задолго до Ликсутова и Собянина. Другое дело, что варварство в какой-то момент победило, их убрали, а теперь с трудом возвращают обратно на улицы для повышения безопасности.
Широкие наземные переходы с пунктирным выделением тоже в числе пропавших:
Я так понимаю, пунктир — или краска, или катафоты. На этой фотографии хорошо видно, что на месте пунктиров есть выбитые точки:
Выше виден светофор, но он уже немного уставший. Раньше были вот такие стиляги. Обратите внимание, что никаких натянутых проводов нет — всё под землёй!
Подвесные фонари практически полностью уничтожены в центре:
Трансформаторные будки тоже умели оформлять веселее, чем серой краской:
Оказывается, в 1920-х годах в Москве были уличные писсуары, этот в районе Чистых прудов был:
Это нынешняя площадь Разгуляй, тогда этот район только начинали «осваивать». Здесь хорошо видно типовое благоустройство: трамвай, строгие ряды деревьев, фонари, ровная дорожка тротуара и столбики от извозчиков. Также хорошо видна характерная черта дореволюционной Москвы: вывески на фасадах домов.
Здесь же хорошо видны желоба на тротуаре от водосточных труб. Плюс, судя по всему, здесь виден переходный период от масляных фонарей к электрическим:
Деревянные оградки раньше были хитом:
Судя по людям, оградки были весьма высокими:
Есть ещё много удивительных деталей, которых Москва лишилась за последние 100 лет, но эти мне показались наиболее интересными.