Хорошая улица: безопасно, красиво, эффективно
Улица — общественное и самое главное пространство города. Каждый из нас каждый день пользуется ей: идёт до метро, проезжает на машине или автобусе, выгуливает собаку, ведёт ребёнка в сад и так далее. Более того, ещё мы живём на этих улицах и там есть бизнес.
Сделать хорошую улицу крайне сложно, ведь здесь сходятся абсолютно разные сферы нашей жизни. Поэтому при работе над улицей зовут архитекторов, историков, социологов, транспортников, жителей и представителей бизнеса.
Хорошая улица — это в первую очередь правильный процесс принятия решений, поэтому чаще всего наши улицы похожи на асфальтовый мешок с лужей: у нас любят идти по самому простому пути. Картинка сверху — один из тысяч примеров.
Но важно не только позвать нужных специалистов, важно с самого начала определиться с ценностями: сможет ли самый слабый житель ей пользоваться, хотим ли мы сделать хорошо на десятилетия вперёд, смогут ли на ней играть дети, кто на улице главный и так далее. Только после этого можно начинать «рисовать» проект.
Ниже пример из Будапешта, когда всё пошло по нужному пути. Можете сравнить эту улицу с улицами вашего города после программы Безопасных и качественных дорог.
Это улица Kecskeméti, и она прекрасна в целом:
Но давайте по порядку. Как и на всех подобных улицах, здесь ограничение скорости 30 км/ч. Её начало выглядит так: тротуары, зелень, парковка и одна полоса для движения. Велосипедисты могут ездить в обе стороны по проезжей части — это тоже здесь норма.
Уличная мебель идёт в буферной зоне тротуара среди деревьев и столбов: сидящие не мешают проходу других людей, а проходящие люди не мешают сидящим. Хотя не уверен, что сидеть настолько рядом с чьей-то машиной комфортно, но пенсионеры, больные и маломобильные жители точно оценят сам факт возможности присесть на улице.
Столбы освещения, столбики и даже урны — всё сделано в едином стиле:
Урны, к слову, с пепельницами. Намного проще не допустить возгорание мусора, чем тушить его потом.
Даже колонка с питьевой водой сделана в том же стиле! Сразу скажу, что в Европе мотивируют людей носить с собой бутылки для воды, поэтому именно колонка, а не фонтанчик.
Затем исчезает парковка и начинается площадь — здесь уже машин нет. Оцените фонари: они современного дизайна, но хорошо вписываются в историческую среду — их вид не обманывает человека относительно своего возраста.
Машины должны делать крюк, чтобы выехать. Зато общественный транспорт едет прямо:
Боллард автоматически опускается при подъезде автобуса. Хочешь быстро проехать по самому короткому пути — выбирай общественный транспорт. Простая и правильная мотивация для снижения пользования автомобилем в городе.
Кроме того, это меняет характер улицы, превращая место от транзитного в более комфортное общественное пространство. Да, улицы неоднократно могут менять свои функции в зависимости от застройки, центров притяжения и прочих деталей. Например, часто одна часть улицы более жилая, другая более торговая, третья безлюдная — это всё нужно учитывать при благоустройстве.
Режим «открытости» улицы можно менять, что снижает негатив от жителей и бизнеса — местным можно выписать пропуска. После болларда есть несколько парковок как раз для этих целей. Но для зелени места уже не осталось — именно поэтому важно обозначить ценности, чтобы в случае дилеммы исходить из них. Дилеммы же обязательно будут, ведь места для всего никогда не хватит.
Но иногда столбики не спасают — это не панацея. Я уже рассказывал, что лучше вообще делать упор на административный контроль.
Боллард с другого конца улицы:
Здесь же проезжают машины экстренных служб. Видимо, в городе есть единый центр диспетчеризации для подобных случаев.
Перекрёсток. Дальше уже идёт другая улица, хотя смена не считывается.
Но нас больше интересует другое — здесь под землёй есть переход, но при этом он дублируется зеброй. Будь мы в Баку или Москве, людей бы загоняли по ступенькам вниз — нечего коллапс делать, не для этого рыли проход! Но мы же в самом начале определились, что нам важна доступность и человечность в городе.
Само собой, подобные проекты включают в себя огромное количество вопросов: признать проблему, найти деньги, провести исследование перед работами, разобраться с подземными коммуникациями, выбрать толщину основания плитки, согласовать охрану памятников, получить одобрение жителей, выбрать дизайн мебели и озеленение, разработать транспортные схемы, и так далее. Даже наладка работы тех же боллардов — уже большая история, одно подключение к электричеству чего стоит.
Но это оправдано, ведь получилась красивая, безопасная и эффективная улица — она будет работать на благо города и жителей следующие десятилетия.