Кронавирус России — как нормально обрезать дерево?
По всей России сейчас гуляет кронавирус — варварская обрезка веток дерева, после которого остаётся один столб. У этого феномена много причин, начиная с банальной безалаберности и отсутствия баз данных, заканчивая дефицитом специалистов — про это я писал подробно.
Но сейчас я хочу рассказать историю «как надо» — про правильное отношение жителей к дереву. Невероятно, но дерево может оставаться деревом после обрезки! Дальше материал Дмитрия Владимировича:
Есть у нас на Ивановской горке, в Колпачном переулке, тополь-исполин по имени Патриарх. Более полутора метров диаметром, четыре обхвата, раскидистая живописная крона. Такой красавец, что у него уже давно все экскурсии останавливаются, прохожие с ним здороваются, а некоторые – даже обнимают и шепчутся с ним о чем-то. Для нас же он просто – любимое подоконное растение.
В эту зиму наш Патриарх попал в планы на обрезку. Как выглядит обычная муниципальная обрезка – мы недавно видели на примере лип у памятника Чернышевскому – остаются одинаковые уродливые пеньки, которые со временем обрастают неряшливыми метелками новой поросли. Нас это никак не устраивало.
Мы договорились с ГБУ Жилищник, взяли у них копию выданного им порубочного билета (чтобы всё было легально), скинулись всем двором и пригласили профессиональных арбористов – так называются специалисты, которые занимаются уходом за деревьями в парках.
Как выяснилось, чтобы уменьшить «парусность» кроны и снизить риск обламывания больших веток – вовсе необязательно эту крону рубить и оставлять пеньки. Можно, оказывается, ограничиться удалением сухих ветвей и ветвей внутри кроны (именно они засыхают и обламываются при сильном ветре). При этом внешний контур кроны, там, где листьев больше всего - не изменяется. Это кропотливая работа – специалисты потратили на стрижку нашего Патриарха около 10 часов. Все работы велись с дерева с помощью альпинистского оборудования, а не с «люльки», иначе аккуратно подлезть под каждую ветку было бы невозможно.
Полностью убраны все сухие и засыхающие ветки внутри кроны.
Каждый из многих сотен спилов обработан специальным лак-бальзамом (препятствует попаданию инфекций и способствует заживлению).
Убраны оставшиеся после предыдущих менее профессиональных обрезок пеньки.
Обработаны места, где дерево раньше лишилось скелетных веток: убраны уродливые «метелки» и «клубки» новой поросли — теперь там не будет собираться и гнить опавшая листва.
Убраны концы крупных веток, упиравшихся в крышу усадьбы Долгоруковых (это единственное изменение, касавшееся живых веток толще 15 сантиметров).
Получены некоторые комментарии по уходу за деревом. Так, нам посоветовали покрыть землю под ним мульчой — потому что земли без асфальта вокруг мало, и дереву может не хватать воды из-за травы.
Несмотря на то, что срезали целых три больших строительных контейнеров веток – внешний абрис кроны почти не изменился. Дерево выглядит как после стрижки – аккуратнее и здоровее.
- Всем, кто помог финансово. Деньги собрали шляпным методом, всем двором, по 1-3 тысячи.
- ГБУ Жилищник – за то, что пошли на встречу, помогли огородить площадку и обеспечили вывоз трех больших контейнеров обрезанных ветвей.
- Прекрасным специалистам-арбористам из компании Арбо Сервис, которые привезли множество хитроумных приспособлений, с сделали всё на высшем уровне. Прохожие останавливались и по 10-20 минут глазели за тем, как они работают. Настоящие профи.
Лично для меня это был первый проект из тех, где «бабло побеждает зло», в котором удалось сделать полноценный краудфандинг. После окончания сбора выяснилось, что остаток, который нужно покрыть самому - составил всего полторы тысячи (взносы других жителей были от 1 до 3 тысяч).
Много репостов с комментами о том, что ГБУ Жилищник Басманного района обрезает не так. Ну да, это в принципе разные работы. Есть бюджетный ремонт, а есть научная реставрация.
Если на каждое дерево в Москве будут тратить по 10 часов опытных арбористов — то обрезка будет золотой. Но особо любимые и выдающиеся деревья достойны того, чтобы на них раскошелиться.
И спасибо Жилищнику за неформальный подход: все сотрудники, с которыми мы общались, от дендролога до дворников, искренне хотели помочь и шли на встречу. Объяснили по документам, помогли разогнать машины, подготовить площадку и вывезти мусор.