Таким бы мог быть Петербург, но это Будапешт

В прошлый раз не все поняли иронию относительно бескультурного Будапешта и культурного Петербурга, так что теперь я пишу прямо: какого чёрта мы так запустили один из лучших городов Европы??!

Петербург мог быть столь же прекрасным в деталях, доступным для самых слабых, безопасным и просто образцом для всей России. Вот только вместо этого там вечно происходит какой-то ад.

Сегодня мы вновь посмотрим на Будапешт, но прошу вас: каждый раз представляйте, будто это Санкт-Петербург. Возможно, если все немного поверят в это, в городе действительно начнут системно происходить хорошие вещи.

Улицы

Многие улицы Будапешта всё ещё остаются одним большим асфальтовым пятном:

Если затереть знаки, то разницы с Петербургом вообще не будет!

Невозможно разом исправить все проблемы, даже бюджеты и хотелки московских царей такого не осилят. Зато можно вкладывать ресурсы точечно: сначала популярные и опасные улицы, затем все остальные. Такие вложения будут себя окупать, на эти деньги можно будет реконструировать другие улицы.

Почти улица Рубинштейна, даже есть движение и немного парковки. Но для машин остановлено минимум места, и разогнаться здесь не получится за счёт искривления:

На насыщенных бизнесом и жизнью улицах могут вообще оставить лишь одну полосу без парковки, про такие я рассказывал отдельно. Тут более-менее старая улица в самом центре — сейчас делают куда смелее.

В одном из районов недавно массово реконструировали улицы в жилой зоне: появилось успокоение трафика и озеленение.

Радует разнообразие материалов, даже без знаков понятная граница парковки:

Вроде бы ничего не изменилось, но это обман — в деталях улица стала в разы умнее и безопаснее.

Для машин мощение, для пешеходов — ровная поверхность. И исторический вид сохранили, и движение успокоили:

Здесь можно переходить в любом месте, а велосипедисты могут легально ездить во все стороны. Перекрёстки приподняты, чтобы даже ночью не было желания влететь на перекрёсток «потому что у меня же приоритееееет».

Подобные улицы на голову обходят даже московский опыт:

Пока эффект не очень заметен, но когда деревья подрастут, вы просто не узнаете улицу:

Будет примерно так. И многие улицы Петербурга могли бы быть такими же!

А что с улицами побольше? Не всё идеально, но я просто оставлю здесь фото подземного перехода, продублированного по земле:

Как же так, зачем они это сделали, это опасно и прочее — на эти вопросы я отвечал неоднократно раньше. Эту ошибку делали многие города в прошлом, не у всех пока хватает ума признать её и вернуть наземные переходы на улицы. Будапешт смог:

Трамвай

В Петербурге это скорее старая игрушка, про которую забыли и закинули в угол. В Будапеште — основной транспорт с самыми длинными трамваями в мире! Это почти как метро по надёжности и скорости, только по земле:

Он не стоит в пробках, а люди всегда выходят на безопасную платформу:

Отняли полосу у машинок? Ну и плевать, один трамвай за раз перевезёт столько людей, сколько стоит в пробке! Зато у людей появится выбор: ехать или стоять.

Ещё тут умеют делать хорошие транспортные хабы, чтобы весь транспорт работал в едином ритме с удобством для жителей:

Более того, на каждой остановке висит подробная схема маршрутов, расписание, тарифы и прочая информация. Петербург не может себе позволить купить принтер и сделать такие же инфостойки?

У местного парламента и на линиях в центре можно встретить исторические вагоны:

Да-да, вокруг парламента не сделали парковку и шоссе, а разбили парк с площадью, вокруг которого пустили трамваи!

Эти черти ужасно скрипят на поворотах, но на прямых едут гладко и тихо:

Нормальные деревья

Здесь не обрезают деревья до уровня «столб».

Обрезают только те ветви, которые могут упасть. И всё, дерево остаётся похожим на дерево!

Уважение к деталям

Это — самое сложно. Например, городские люки. Эта деталь есть на каждой улице, её можно сделать ужасно или так, что в неё захочется влюбиться. Будапешт смог:

Люки должны быть двух типов: или красивые, или незаметные. Будапешт умеет в оба варианта:

Увидеть люк Будапешта и умереть!

Что с историческими деталями? Тут достаточно взглянуть на любую дверь подъезда:

У меня каждый раз мурашки по коже шли при входе в подобные парадные!

Даже домофон вставляют не в саму дверь, а в стену рядом — как можно испортить такую красоту??!

А что с фасадами? Смотрите сами:

Разозлитесь!

Будапешт далеко не идеальный город, я сам легко назову топ проблем этого города. Но надо признать реальность: здесь умеют вкладывать ресурсы в необходимые вещи и сохранять баланс. По своим задаткам и истории Будапешт очень похож на Петербург, но за последние 30 лет города явно пошли разными путями.

Будапешт за последние годы расцвёл: сюда постоянно едут туристы, приходят большие инвестиции, и этот город просто хочется любить! Но важнее всего другое: сами жители любят свой город, это хорошо заметно через детали и общий настрой.

Хватит уже спускать все проблемы на тормозах и искать 100500 оправданий бардаку в наших городах — российские города от Калининграда до Камчатки могут быть не хуже, важно лишь поверить в это и маленькими шагами идти к большой цели.