March 13, 2020

Главный вокзал Вены — я заблудился

Жд вокзалы были и остаются одними из самых сложных логистических узлов в городах: тут тебе и электрички, и дальние поезда, встройка в тесную городскую среду, местные маршруты общественного транспорта и дальние автобусы, машины, велосипеды и так далее. Разве что кони пропали за последние полвека, но от этого не особо легче.

Техническое открытие Центрального вокзала Вены было в октябре 2014 года, полностью он заработал к декабрю 2015. Ранее на этом месте был Южный вокзал, который снесли ради нового здания. Вокзал занял примерно 4 уровня и объединил все виды транспорта и мобильности.

Начнём с подходов: к вокзалу можно спокойно подойти пешком, с чемоданом на колёсиках, самокатом или велосипедом — он включён в городскую среду.

Плотность вокруг вокзала наращивают, что совершенно нормально: вложения в общественный транспорт отбивают через рост цены земли вокруг, а высокая плотность обеспечивает инфраструктуру нагрузкой. Судя по увиденному, строят в основном офисы и гостиницы, жилые кварталы начинаются чуть дальше от вокзала.

Один из входов. Здесь у нас несколько платформ для общественного транспорта, такси и посадки-высадки из машин. Есть два паркинга: на 600 машин и 1100 велосипедов, они находятся чуть дальше.

Вокзал — продолжение города, никакого шмона или очередей на входе. Почему нет досмотра? Потому что это дорого и глупо.

Через весь вокзал идёт большой проход, от которого отходят эскалаторы, лестницы и лифты на платформы сверху. Здесь всё просто: заходишь, смотришь табло, ищешь глазами нужный номер и идёшь к нему — максимально легко и подсознательно понятно. Между платформами по бокам идут магазины и кофейни — можно купить всякого в дорогу, но это никак не мешает проходу.

Рядом с выходами на платформы экраны с расписанием:

Эскалаторы упрощают путь, но не создают безбарьерную среду. Для людей с колясками или на колясках, велосипедистов и многих других нужны именно лифты — они не могут встать на движущуюся ленту.

Платформы типовые для Европы: деление по секторам, расписание, комнаты ожидания и так далее. Я уже подробно про это рассказывал, не буду повторяться. Зато крыша здесь знатная!

Конструкция монструозная, но за счёт сложной формы и световых колпаков это не чувствуется:

Над центральной зоной навес сплошной, а к концам он сужается до размеров самой платформы:

Страшно представить подобный вокзал в ведении РЖД — всё бы стало серо-красным)

На каждой платформе схема вокзала и карта района:

Со стороны главного входа (на заглавной фотографии) — остановки общественного транспорта, региональные и междугородние автобусные маршруты. Почему-то сначала идёт автобусная платформа и лишь затем трамвай. Странно это тем, что трамвай более ёмкий и магистральный вид транспорта, его как раз нужно ближе ко входу ставить. Все платформы имеют свой индекс, чтобы проще было найти.

Региональные автобусы поставили ближе ко входу под жд эстакаду, международные же запихнули дальше на пустырь.

С одним уровнем разобрались, теперь к более сложному! Спускаемся под землю, ведь там нас ждут новые поезда, метро и трамвай!

Вот тут у неподготовленного путешественника начинаются проблемы. Мой трамвай едет по земле, или нужно идти на подземную платформу?

Мне нужно на Сбан до Korneuburg — это подняться надо по той лестнице, спуститься там или вообще вернуться назад на основные платформы??

Добавьте к этому любовь к опозданиям и замене поездов: 30 минут назад вам нужна была платформа Сбана для поездки до аэропорта, 15 минут назад электричку отменили с переносом на другую платформу и другой поезд, 3 минуты назад её ещё задержали на 5 минут, а сейчас к вам придёт совсем другой поезд. Я понимаю, что здесь дикий график и крутая диспетчеризация, которая всё это разруливает, но с непривычки и незнания это всё вызывает панику и гнев. Вместо 15 минут до аэропорта, путь у меня занял 1,5 часа: сначала я заблудится в поисках нужной платформы, а потом отмена и перенос.

Что с метро? Нужно пройти весь вокзал, спуститься на два этажа вниз, пройти следующий туннель, и лишь потом будет станция метро. В принципе, это тянет на 1-2 стандартные автобусные остановки по расстоянию.

Если считать от дальнего входа до метро, то вход в метро будет на другой стороне в квартале от вокзала:

К архитектурным решениям венского вокзала у меня претензий нет, там всё стильно и приятно, но вот уход в уровни и растягивание пересадок — зло. К слову, последняя — актуальная проблема московских транспортных проектов, там людей целенаправленно заставляют наматывать круги и стометровки.

В общем, в очередной раз убедился, что круче голландских вокзалов в мире пока ничего не придумали: сложные хабы они умудряются делать красивыми, простыми и компактными.