Как бары спасли центр Будапешта
Считается, что самый молодой мегаполис Европы — Берлин. Здесь развита ночная жизнь и приветливая атмосфера для иностранцев. Но есть проблема: Берлин относительно недешёвый город, особенно в отношении жилья — квартиру найти и сложно, и дорого.
Как мы знаем, сегодня города активно конкурируют за людей — в Европе это не пустой звук, а повседневность. И здесь всплывает Будапешт, который за последние годы сильно подтянул свою ночную культурную жизнь и сферу услуг. Это не только привлекает туристов, но и переманивает молодёжь на постоянное место жительства — с жильём тут всё куда проще и дешевле того же Берлина.
Руинные бары сыграли в этом не последнюю роль: они стали достопримечательностью и обогатили культурную жизнь Будапешта. Сегодня как раз посмотрим на один из таких баров.
Практически все подобные бары находятся в районе Erzsebetvaros. Бывший еврейский квартал с помпезными постройками и множеством магазинчиков и кафе во время Второй мировой превратили в гетто, откуда впоследствии депортировали десятки тысяч евреев. После окончания войны заброшенные дома заняли цыгане, но в 1990-е цыгане оставили дома. Дома разрушались примерно до начала 2000-ых: у жителей и муниципалитета не было денег на реставрацию и идей относительно будущего заполнения этих домов.
Ресторанный бизнес того времени тоже не был идеальным, в Будапеште было два типа заведений: помпезные дорогие рестораны и скучные советские кафе и столовые. Но где большинство видело проблему, кто-то увидел возможность. Абель Жендовиц вместе с ещё тремя партнёрами открыли первый руин бар:
«Идея была в том, чтобы предложить что-то новое, дать больше разнообразия. В самом начале у нас было несколько летних баров-прилавков по всему Будапешту и даже Венгрии: мы перемещались с одного фестиваля на другой. Тогда мы поняли, что люди впечатлились и им нравятся места, где можно словить свободный дух, и которые действительно отличаются. Ключевым моментом для нас была локация. Я имею в виду, нужно быть «внутри» города, а это [улица Kазинци] – самое сердце Будапешта».
В 2002-м ребята выбрали наименее разрушенное здание и стали разливать там пиво для друзей. Дела шли в гору, интерес к проекту рос, и им приглянулся дом побольше, двухэтажный, по адресу Kazinczy 14. Туда снесли старую «гаражную» мебель, поставили ванную (предварительно распилив посередине, чтобы можно было сидеть), притащили кабину от «Трабанта» – получился стол.
Никакой рекламы не использовали, сайта не делали. Место назвали Szimpla. Szimpla с венгерского – «просто». Аварийное состояние зданий превращало походы в «Симплу» в настоящий экстрим, дресс-кода не было и в помине, а если тебе не нравился концепт, можно было развернуться и уйти.
Szimpla была пионером нового подхода и всего района, за ними потянулись другие.
Затем у города появились деньги, а у ребят — проблемы. В 2007 власти решили снести «уродливые» здания и построить дорогие рестораны и гостиницы. Венгры быстренько образовали организацию «ÓVÁS!» («Протест»), чтобы объяснить застройщику, что трогать бары не нужно. Экономический спад в Венгрии и усилия «ÓVÁS!» поумерили пыл девелоперов и властей: на квартал временно перестали покушаться.
«Симпла» и подобные заведения запустили процесс джентрификации: исследование 2010 года показало, что с 2001 в районе стали селиться жители с высшим образованием, вытесняя горожан с более низкими доходами и, тем самым, повышая стоимость аренды квартир.
Сегодня в районе больше 30 руинных баров – от проспекта Андраши до Большой Синагоги. Сидеть в одном баре больше часа считается дурным тоном: чем больше баров обойдешь, тем лучше сложится твой вечер.
Многие бары участвуют в экологических акциях, а часть денег пускают на благотворительность и развитие района. На выходах и в районе много призывов не шуметь и не портить жизнь соседям. Пока что все мирно уживаются на одной улице.
Пить, конечно, вредно, но люди это делают тысячелетиями. Ни в коем случае нельзя забывать про бары и ночную жизнь в городском планировании и стратегиях развития города — это в прямом смысле может оживить район и город, притом без участия бюджетных денег.
Поэтому умные города даже создают должность ночных мэров — людей, которые представляют интересы молодёжи и бизнеса, развивая город и решая возможные вопросы.
использованы материалы сайта 34travel.me