March 18, 2020

Почему в Европе нет турникетов в метро

Лично слышал удивления людей, когда в метро или на вокзале в Европе они не видят турникетов — как так? Бытовая логика часто даёт сбой, давая самый простой ответ: «просто люди тут другие, всегда оплачивают свой проезд, вот и не ставят».

Дело не в людях, а в холодном расчёте: лучше настроить систему оплаты и контроля так, чтобы не захламлять станции и проход турникетами. На это есть несколько весомых причин.

Где такое есть

Города Германии, Австрии, Чехии, Венгрии и некоторых других стран. Станции делят на зоны, проход за валидатор или линию без оплаченного и пробитого билета делает вас зайцем.

Берлин

На железной дороге это факт посадки в вагон:

Вена

Почему нет турникетов?

Это дорого. Всё в этом мире стоит денег, которых всегда мало. Турникеты и цены на них бывают разные, но в масштабах всей транспортной системы это огромные бюджеты.

Вена

Кроме того, турникеты нужно подключить и обслуживать. В городе это проще, но если мы говорим о жд станции в глуши, то всё становится куда сложнее и дороже. Один лишь подвод электричества может стоить дороже самого турникета.

Вена

Они занимают много места. Найти место под 1-2 турникета не проблема, но их нужно больше — это огромные вестибюли, которые опять же нужно построить и содержать. Для станции в поле это не проблема, но если мы говорим про старые станции или центр города, то поиск места становится крайне критичным делом. С валидаторами всё в разы проще, они почти не занимают места — с улицы можно попасть сразу в вагон:

Вена

Они снижают пропускную способность. Провозная способность станции часто ограничена не вагонами или лестницами, а именно турникетами. В случае московского метро и перегруженных станций это иногда плюс — люди толпятся перед входом в метро, а не на платформах.

Будапешт

Но в нормальной ситуации для магистрального общественного транспорта приходится закладывать десятки турникетов на вход и выход, чтобы люди могли нормально попасть в свой вагон. Это не тот костыль, которым стоит гордиться.

Вена

Дополнительная помеха. Путь пассажира внутрь вагона должен быть максимально простым и доступным, турникеты же становятся физической преградой. Особенно это критично для маломобильных и в случае эвакуации. Нет турникетов — нет помехи:

Берлин

Как борются с зайцами

Система турникетов имеет свой плюс: она простая, пройти случайно без оплаты проезда почти невозможно. В системах с оплатой по зонам это хороший инструмент для напоминания валидации перед входом и выходом. Это не 100% защита от зайцев, но легче проводить тотальный контроль оплаты.

Валидатор у лифта на станцию, Будапешт

С системами без турникетов логика и процесс сложнее. Самое важное — правильное билетное меню и ценовая политика: у жителей должны быть единые проездные на полгода-год и более. Когда у 70-80% жителей проезд условно бесплатный, то нужно проверять не всех подряд, а выборочно.

Контролёры на спуске в метро, Будапешт

Кроме того, важны штрафы — их сумма должна быть не меньше цены месячного проездного, чтобы после первого штрафа люди серьёзно задумались и купили билет. Логика простая: сумма штрафа должна шокировать, чтобы второй раз человек уже не попадался.

Гамбург

В метро билеты могут проверить на входе, выходе или даже в вагоне поезда. Зайцы будут всегда, но если их несколько процентов от общего числа, то выгода от отсутствия турникетов всё равно будет больше. Много контролёров для этого не нужно — важно просто приучить большинство пассажиров по умолчанию иметь билет.

Контролёры на выходе из метро, Будапешт

Почему подобного нет у нас

Тут могут всплыть побочные камни, почему в России такое сложно представить. Основная проблема — контролёры могут штрафовать, но не могут задерживать людей. Вертикаль власти в нашей стране почти полностью исключает реальный контроль на уровне муниципалитета — вся власть у силовиков, а им глубоко пофиг на ваших безбилетников.

Вторая причина организационная — в городах нет единых билетов, поэтому турникеты делят зоны ответственности: списание в метро идёт городу, на вокзале — оператору электричек, в автобусах — перевозчику и так далее. Побороть эту проблему пока смогли лишь в Москве. Другие боятся, не знают или не понимают, «а зачем это вообще нужно, ведь работает и так».