March 22, 2020

Зальцбург: от центра к окраинам

Два года назад я уже бывал тут, тогда город зацепил разве что новым центральным вокзалом и крутыми троллейбусами. В этот раз Зальцбург должен был стать лишь пересадочным пунктом на пути в Германию — погулять пару часов и сесть на другой поезд, но вирус изменил планы: от Мюнхена пришлось отказаться, а в Зальцбурге застрять на более долгий срок. Зато было больше времени на поиски интересностей!

Прокачанные троллейбусы

Если вам кажется, что троллейбусы — устаревший медленный вид транспорта, то Зальцбург за первые 5 минут полностью разрушит этот стереотип.

Троллейбусная сеть в Зальцбурге была запущена в 1940 году, заменив трамвайные маршруты. Сейчас, я уверен, об этом решении многие жалеют: здесь нормальная маршрутная сеть без дублирований, за счёт чего каждый маршрут собирает внушительные потоки, которые эффективнее было бы возить трамваями. Но после прошлой ошибки они хотя бы не совершили следующую — не стали убивать троллейбус.

Здесь нормальная контактная сеть с автоматическими стрелками, выделенные полосы и целые улицы с приоритетом троллейбусов, длинные машины и тактовое расписание — троллейбус вытягивают по максимуму: они здесь летают даже по узким улицам.

На улице всего одна полоса, как на ней сделать выделенку? Всё просто: закрываем движение машин, оставляя лишь проезд для общественного транспорта:

С проводами всё сложнее, их местами действительно много, и это перекрывает перспективу. Но убрать контактную сеть даже на небольшом участке в центре означает сразу заменить 100% машин — это очень дорого. Пускать же автобусы вместо экологически чистого транспорта просто глупо. Так что это разумный компромисс.

На каждой остановке детальное расписание с интервалами, схема и информация по билетам. Проездные продаются на время, пересадки бесплатные — это необходимое условие для нормальной маршрутной сети. Проще говоря, троллейбусы здесь работают по системе метро: одна линия — один частоходящий маршрут и пересадочные узлы.

Сами по себе троллейбусы ломаются крайне редко, с выделенками им не мешают машины и не паркуются на остановках — в таких условиях шансы на ситуацию вида «троллейбус встал и закрыл движение для других» близки к нулю. Но даже если такое произойдёт, на остановках есть бегущая строка для экстренной информации — крайне полезная штука:

Центр

Максимальная концентрация туристов и аутентичности:

В отличие от других городов Австрии, здесь куда сильнее бдят за вывесками и архитектурным обликом центра — это прямо влияет на деньги от туристов.

Можно встретить аналоговый домофон: в окна со стороны улицы встроен звонок, дёргаешь снизу — он звенит наверху.

Солнечные часы? Почему бы и нет:

Альпы и река — красиво! Вот только полноценной набережной в городе нет. Места так мало, что для велодорожек пришлось делать отдельные уровни для прохода под историческими мостами:

Зато художники явно спускаются вниз:

Окраины

Давайте взглянем на повседневность обычных жителей. Про аналоги наших хрущёвок я писал отдельно, поэтому их трогать не будем.

Разброс домов в рамках одного квартала может быть от середины прошлого века до новостройки. Плотность постепенно рыхлеет к окраинам (что совершенно нормально), но дома продолжают формировать улицу.

Однозначно можно сказать, что здесь не боятся экспериментировать:

Это велопарковка у небольшой школы — красота в простоте и чистый функционализм:

Это велопарковка у школы побольше:

Приятно удивило разнообразие застройки вне туристических мест — за углом легко может оказаться такая громадина:

Вокруг школ нет никаких заборов, общественными пространствами могут пользоваться как ученики, так и просто жители:

Ещё здесь активно используют тактический урбанизм для повышения безопасности улиц. Например, островки безопасности:

Чаще всего их делают из асфальта:

Иногда переделывают целые перекрёстки, вводя круговое движение. Круги безопаснее светофоров, ведь перед ними водители всегда притормаживают — шанс влететь в кого-либо на скорости «ведь я ехал на зелёный!» снижается в разы. Круг из краски всё ещё можно проскочить напрямую, но вероятность аварий всё равно ниже.

Лучше всё же искривлять траекторию и делать круг из чего-то более весомого. Здесь, например, есть физический островок в центре, но траекторию для машин дополнительно сузили краской — на машине ехать быстро некомфортно, зато троллейбусы заезжают немного на краску при проезде.

Вместо Мюнхена я поехал в Линц, так что дальше будут отчёты из него и пару постов из Вены.