Линц: провинция столичного уровня
Продолжаем смотреть Австрию! В этот раз мы отправимся в Линц — третий по численности город страны, здесь живёт 190 тысяч человек. В России города подобного плана чаще всего вызывают крайнюю унылость и боль, здесь же провинциальность в деталях, транспорте или услугах совершенно не ощущается.
Два года назад и сейчас
В 2018 году я уже был здесь, но всего пару часов. Капитальных изменений за это время случилось не очень много. Например, убрали старые троллейбусы...
Троллейбусы царские, хотя если здесь столь большие потоки, то логичнее было бы переделать линию под трамваи с большей ёмкостью. Что интересно, такие громадины очень даже вписываются в старые узкие улочки:
Хотели бы такие в своём городе?
Новых трамваев, визуально, тоже стало больше:
Транспортные детали
Начнём с простого: большие трамваи и троллейбусы уместны даже в городах с населением 190 тысяч. Нет какой-то границы, что трамваи нужны лишь от полумиллиона жителей, метро от миллиона, а меньшее число людей можно вывезти и маршруткой — всегда нужно смотреть транспортные потоки. Здесь маршруты не дублируют друг друга, зато хорошо работает пересадочная модель с билетами на время. Поэтому крупные потоки переводят на трамвай, а другие маршруты подвозят людей к ним.
Чтобы такая модель работала, нужно несколько условий: бесплатные пересадки, небольшие интервалы основных маршрутов и удобные хабы для пересадок. Хабы в плане не каких-то громадных ТПУ, а просто доступной среды и близких расстояний. Например, остановки размещать как можно ближе к переходам, чтобы до остановки на перпендикулярной улице было буквально 10 метров.
Само собой, никаких лестниц и подземных переходов — мы же любим жителей и делаем доступную среду для всех по умолчанию!
Более того, чтобы повысить безопасность и эффективность общественного транспорта, можно вообще остановить движение по улице. Вот тут пример блокирующей остановки: островок безопасности не даёт обогнать автобус или троллейбус, это 100% безопасность для переходящих от остановки людей. Бонус: автобус первее подъезжает к следующему светофору. Про автобусные карманы на улицах забудьте.
Тут трамвай выезжает из глухого угла, для машин поставили светофор с мигалкой:
Часто на пешеходных улицах делают трамвай. Получается, что машины должны ехать крюком, а общественный транспорт проезжает прямо туда, куда надо людям. Кроме того, это хороший способ для насыщения улицы людьми и бизнесом. В Линце через центральную пешеходную улицу проходят все маршруты трамвая — её доступность с любого конца города одинаково хорошая.
В исторической среде велополосы и дорожки мостят дружелюбной брусчаткой без рельефа и больших зазоров. Вид улиц и попы людей не страдают:
Где машины
Самый главный вопрос, который возникает при виде выделенок, велодорожек и пешеходных улиц. Уровень автомобилизации Австрии больше российского или любого другого постсоветского государства. Больших дворов тут нет, машины хранят в основном на улице. Здесь есть система для резидентов и обычная плата для всех других. В центре есть голубая зона — здесь с 8 до 18 в будни и с 9 до 12 по субботам лишь краткосрочная парковка до 1,5 часа.
Да, при этом она платная. То есть нужно и заплатить, и не стоять больше 1,5 часа!
Хочешь стоять дольше? Добро пожаловать на подземные парковки. Как правило, они есть под торговыми центрами, гостиницами и другими административными помещениями. Вот тут паркинг встроен в новую гостиницу и площадь перед храмом:
Полчаса стоит 1,4 Евро, максимум за сутки 19,5 Евро, а ночная всего 3,4 Евро.
Иными словами, встать на улице ты скорее всего сможешь, но ездить постоянно на работу на автомобиле будет накладно без своей парковки. Город ценой и условиями стимулирует бизнес строить паркинги, а автомобилистов — пользоваться ими, а не улицами. В итоге удаётся освобождать улицы и площади от машин.
Город же получает возможность больше вкладывать в общественный транспорт и велодорожки, а не заниматься стройкой паркингов. В итоге город становится комфортнее и удобнее для всех.
Бизнес и культура
Плотные города лучше приспособлены для бизнеса, ведь всё в шаговой доступности и один вид бизнеса дополняет другой (в экономике аналогично: чем ближе контрагенты друг к другу, тем эффективнее). Здесь же в центре города есть сеть пешеходных улиц, где пространство дополнительно стимулирует больше ходить и больше совершать спонтанных покупок.
Само собой, здесь важны регулирующие функции государства и города, лёгкость входа на рынок, покупательская способность и так далее. Но планировка города и благоустройства тоже напрямую влияет на разнообразие услуг и развитие бизнеса.
Ещё тут был встречен районный рынок:
Раньше здесь был капитальный большой рынок, но войну он не пережил. После этого площадь застроили небольшими павильонами:
Основная жизнь тут по выходным, но даже в будни можно купить от фруктов до свечек. При этом сохраняется комфортная среда и преемственность места. Плюс тут проводятся разные фестивали и праздники.
Человеческий масштаб особенно заметен на контрасте с соседним брутализмом:
Разнообразие бывает не только бытовым, но и культурным. Город должен конкурировать с телевизором и диваном, чтобы люди ходили, знакомились, покупали и пользовались именно городом. В прошлый раз я не понял, что за громадина в центре города, а сейчас зашёл внутрь и узнал — это большой культурный центр с барами, кафе, кинотеатром, галереями и даже площадкой для праздников на крыше. Соседние кварталы тоже частично отданы под культурный центр.
Архитектура и пространства
Хорошая городская среда должна быть разнообразной. Это делает город, улицы и самих жителей уникальными. С историческим центром тут всё плюс-минус понятно.
Основная часть города — стандартная квартальная застройка:
Но встречаются вкрапления модернизма и современной архитектуры:
Даже такие брутальные уродцы есть:
Этот вид мне вообще напомнил панораму Красноярска с Енисея:
Чтобы вы понимали, вот так в Красноярске — чувствуется, что строили в одно время примерно:
Культурного наследия здесь много, а делать новоделы под старину давно запрещено венецианской хартией. Поэтому вкраплять современное в старое здесь тоже умеют:
Современная архитектура должна оставаться современной, но не спорить с памятниками и историей. И не забываем сохранять детали! Здесь, например, повесили новый домовой указатель, но не стали убирать старые:
Делать новые детали тут тоже не боятся. Художественность сомнительная, но среда наполнена уникальными объектами:
Здесь построили центр современного искусства. Тоже весьма простое и сдержанное, но тут больше удивляет нулевое взаимодействие фасада с набережной — просто стена. Возможно, река разливается, поэтому решили ничего не делать, но ведь там окна! В общем, странно — такое место вкусное для бизнеса, и никак не используется:
Лишь небольшой бар с кофейней выше как-то вытягивают центр с точки зрения взаимодействия с местом, но как-то мелковато.
Гигантских площадей или неимоверного количества скверов встречено не было — может, они есть, но явно не в центральном ядре города. Но и улицы превращать в шоссе здесь не стали (пытались, но исправились). Зато часто встречаются попытки простыми и дешёвыми средствами улучшить конкретное место. Тут, например, под деревом поставили скамейку и повесили гамак:
Здесь часть лестницы превратили в общественное пространство. В общем, пытаются малыми силами вытягивать всё возможное из имеющегося — хорошее стремление:
P.S. Всё было снято в начале марта, ещё до введения карантина и запрета собираться больше двух человек из-за короновируса.