March 25, 2020

Линц: провинция столичного уровня

Продолжаем смотреть Австрию! В этот раз мы отправимся в Линц — третий по численности город страны, здесь живёт 190 тысяч человек. В России города подобного плана чаще всего вызывают крайнюю унылость и боль, здесь же провинциальность в деталях, транспорте или услугах совершенно не ощущается.

Два года назад и сейчас

В 2018 году я уже был здесь, но всего пару часов. Капитальных изменений за это время случилось не очень много. Например, убрали старые троллейбусы...

Было

... и закупили новые:

Троллейбусы царские, хотя если здесь столь большие потоки, то логичнее было бы переделать линию под трамваи с большей ёмкостью. Что интересно, такие громадины очень даже вписываются в старые узкие улочки:

Хотели бы такие в своём городе?

Новых трамваев, визуально, тоже стало больше:

Транспортные детали

Начнём с простого: большие трамваи и троллейбусы уместны даже в городах с населением 190 тысяч. Нет какой-то границы, что трамваи нужны лишь от полумиллиона жителей, метро от миллиона, а меньшее число людей можно вывезти и маршруткой — всегда нужно смотреть транспортные потоки. Здесь маршруты не дублируют друг друга, зато хорошо работает пересадочная модель с билетами на время. Поэтому крупные потоки переводят на трамвай, а другие маршруты подвозят людей к ним.

Чтобы такая модель работала, нужно несколько условий: бесплатные пересадки, небольшие интервалы основных маршрутов и удобные хабы для пересадок. Хабы в плане не каких-то громадных ТПУ, а просто доступной среды и близких расстояний. Например, остановки размещать как можно ближе к переходам, чтобы до остановки на перпендикулярной улице было буквально 10 метров.

Само собой, никаких лестниц и подземных переходов — мы же любим жителей и делаем доступную среду для всех по умолчанию!

Более того, чтобы повысить безопасность и эффективность общественного транспорта, можно вообще остановить движение по улице. Вот тут пример блокирующей остановки: островок безопасности не даёт обогнать автобус или троллейбус, это 100% безопасность для переходящих от остановки людей. Бонус: автобус первее подъезжает к следующему светофору. Про автобусные карманы на улицах забудьте.

Тут трамвай выезжает из глухого угла, для машин поставили светофор с мигалкой:

Часто на пешеходных улицах делают трамвай. Получается, что машины должны ехать крюком, а общественный транспорт проезжает прямо туда, куда надо людям. Кроме того, это хороший способ для насыщения улицы людьми и бизнесом. В Линце через центральную пешеходную улицу проходят все маршруты трамвая — её доступность с любого конца города одинаково хорошая.

Велодорожки? Само собой!

В исторической среде велополосы и дорожки мостят дружелюбной брусчаткой без рельефа и больших зазоров. Вид улиц и попы людей не страдают:

Где машины

Самый главный вопрос, который возникает при виде выделенок, велодорожек и пешеходных улиц. Уровень автомобилизации Австрии больше российского или любого другого постсоветского государства. Больших дворов тут нет, машины хранят в основном на улице. Здесь есть система для резидентов и обычная плата для всех других. В центре есть голубая зона — здесь с 8 до 18 в будни и с 9 до 12 по субботам лишь краткосрочная парковка до 1,5 часа.

Да, при этом она платная. То есть нужно и заплатить, и не стоять больше 1,5 часа!

Хочешь стоять дольше? Добро пожаловать на подземные парковки. Как правило, они есть под торговыми центрами, гостиницами и другими административными помещениями. Вот тут паркинг встроен в новую гостиницу и площадь перед храмом:

Полчаса стоит 1,4 Евро, максимум за сутки 19,5 Евро, а ночная всего 3,4 Евро.

Иными словами, встать на улице ты скорее всего сможешь, но ездить постоянно на работу на автомобиле будет накладно без своей парковки. Город ценой и условиями стимулирует бизнес строить паркинги, а автомобилистов — пользоваться ими, а не улицами. В итоге удаётся освобождать улицы и площади от машин.

Город же получает возможность больше вкладывать в общественный транспорт и велодорожки, а не заниматься стройкой паркингов. В итоге город становится комфортнее и удобнее для всех.

Бизнес и культура

Плотные города лучше приспособлены для бизнеса, ведь всё в шаговой доступности и один вид бизнеса дополняет другой (в экономике аналогично: чем ближе контрагенты друг к другу, тем эффективнее). Здесь же в центре города есть сеть пешеходных улиц, где пространство дополнительно стимулирует больше ходить и больше совершать спонтанных покупок.

Само собой, здесь важны регулирующие функции государства и города, лёгкость входа на рынок, покупательская способность и так далее. Но планировка города и благоустройства тоже напрямую влияет на разнообразие услуг и развитие бизнеса.

Ещё тут был встречен районный рынок:

Раньше здесь был капитальный большой рынок, но войну он не пережил. После этого площадь застроили небольшими павильонами:

Основная жизнь тут по выходным, но даже в будни можно купить от фруктов до свечек. При этом сохраняется комфортная среда и преемственность места. Плюс тут проводятся разные фестивали и праздники.

Человеческий масштаб особенно заметен на контрасте с соседним брутализмом:

Разнообразие бывает не только бытовым, но и культурным. Город должен конкурировать с телевизором и диваном, чтобы люди ходили, знакомились, покупали и пользовались именно городом. В прошлый раз я не понял, что за громадина в центре города, а сейчас зашёл внутрь и узнал — это большой культурный центр с барами, кафе, кинотеатром, галереями и даже площадкой для праздников на крыше. Соседние кварталы тоже частично отданы под культурный центр.

Архитектура и пространства

Хорошая городская среда должна быть разнообразной. Это делает город, улицы и самих жителей уникальными. С историческим центром тут всё плюс-минус понятно.

Основная часть города — стандартная квартальная застройка:

Но встречаются вкрапления модернизма и современной архитектуры:

Даже такие брутальные уродцы есть:

Почти наши панельки!

Этот вид мне вообще напомнил панораму Красноярска с Енисея:

Чтобы вы понимали, вот так в Красноярске — чувствуется, что строили в одно время примерно:

Красноярск, фото из сети

Культурного наследия здесь много, а делать новоделы под старину давно запрещено венецианской хартией. Поэтому вкраплять современное в старое здесь тоже умеют:

Современная архитектура должна оставаться современной, но не спорить с памятниками и историей. И не забываем сохранять детали! Здесь, например, повесили новый домовой указатель, но не стали убирать старые:

Делать новые детали тут тоже не боятся. Художественность сомнительная, но среда наполнена уникальными объектами:

Набережная в городе простая:

Здесь построили центр современного искусства. Тоже весьма простое и сдержанное, но тут больше удивляет нулевое взаимодействие фасада с набережной — просто стена. Возможно, река разливается, поэтому решили ничего не делать, но ведь там окна! В общем, странно — такое место вкусное для бизнеса, и никак не используется:

Лишь небольшой бар с кофейней выше как-то вытягивают центр с точки зрения взаимодействия с местом, но как-то мелковато.

Гигантских площадей или неимоверного количества скверов встречено не было — может, они есть, но явно не в центральном ядре города. Но и улицы превращать в шоссе здесь не стали (пытались, но исправились). Зато часто встречаются попытки простыми и дешёвыми средствами улучшить конкретное место. Тут, например, под деревом поставили скамейку и повесили гамак:

Здесь часть лестницы превратили в общественное пространство. В общем, пытаются малыми силами вытягивать всё возможное из имеющегося — хорошее стремление:

P.S. Всё было снято в начале марта, ещё до введения карантина и запрета собираться больше двух человек из-за короновируса.