March 30, 2020

Что будет с городами после коронавируса

фото: Сергей Филинин

Краткий ответ: ничего и всё.

Почти каждый день на глаза стали попадаться посты и статьи на тему «а что после пандемии будет с городами». Хотя я бы лучше задавал вопрос «а что после пандемии будет с горожанами».

Человеческая фантазия – штука хорошая, но у некоторых явно она разыгралась, и начинаются версии с деурбанизацией, каждому по личному автомобилю и так далее. Придётся немного расстроить таких людей.

Зачем нужны города?

Это очень простой вопрос, но в этом его сложность. Каждый ответит на него по-своему, но из ответов можно вывести простую вещь: для выживания и обмена. Города всегда были центрами образования, науки, культуры, торговли, сервиса и прочих вещей для обмена между людьми и упрощения жизни. Даже поиск партнёра и обмен генами – сделать в городе это намного проще, чем в лесу. Конечно, есть города при заводах и военных, но назвать их полноценными сложно.

Хорош тот город, где обмен происходит быстрее и легче всего, и тут мы сталкиваемся с ограничением – время. Мы не бессмертные, а ещё нам всем нужно спать, поэтому времени на жизнь не так уж и много. Чтобы сэкономить наше время и обеспечить обмен, города практикуют компактность: вам не нужно терять полтора часа жизни в пробках, если нужный вам человек, магазин, школа или больница на соседней улице. Поэтому многие города выстраивают свои стратегии на пешей и велосипедной доступности всего нужного.

А что вирус?

Единственный способ раз и навсегда избавиться от вируса и прочих зараз – избавиться от людей. Думаю, вы понимаете, что эта идея полностью противоположна идее городов. Не общественный транспорт, не офис или что-либо прочее представляет опасность, а именно другой человек.

Могут ли современные технологии полностью снять необходимость контактов с другими людьми? Нет: обслуживание дома, техники, медицина и многие другие моменты всё равно сохранят необходимость контакта. Проблема в другом: это против природы человека.

Популярная картинка последних недель. Только весьма глупая.

Так уж случилось, что почти всем нравится общаться и видеть близких — поэтому проблема одиночества в городе всё чаще поднималась в довирусные годы. Ещё нам нравится гулять, иметь разнообразные магазины и кафе, и другие блага общества.

Взять ту же доставку еды – она возможна лишь в плотных городах, где гарантирован определённый уровень заказов и скорость доставки. Поэтому в Москве, Петербурге и Иркутске есть службы доставки, а в деревне на три дома – нет.

Всё останется как раньше?

И да, и нет. Пока рано строить прогнозы, но предыдущий опыт человечества в подобных вещах однозначен: люди учитывают такие вещи, чтобы минимизировать и не допустить подобного в будущем. Например, водопровод и канализация появились в наших городах не сразу и не просто так.

Текущую ситуацию можно интерпретировать по-разному. Например, что станет ещё больше велосипедистов, самокатчиков и прочих проявлений новой мобильности – они отвечают принципам устойчивого развития (не создаём проблем своим детям) и остаются индивидуальным транспортом. К тому же, у вас появляется чёткий цифровой след по минутам — следить будет куда удобнее. Многие города с первыми новостями о вирусе стали закрывать полосы для машин ради велосипедистов, чтобы избежать коллапса и распространения вируса.

Временная велополоса в Берлине

Если говорить о дизайне города, то вероятен сценарий расширения тротуаров и закрытия всяких кнопок для пешеходов – между людьми должно быть пространство и минимум контактов с потенциальными источниками заражения.

Ужас
Хорошо

Но большая часть изменений будет скрыта от глаз. Например, многие логично указывают на дома, как источники заражения: большую часть времени мы проводим в зданиях, где не всегда хорошая циркуляция воздуха и ещё реже его обеззараживание.

Наверняка можно ждать прогресса с данными и их использованием – сегодня весь мир следит за распространением и борьбой с вирусом онлайн. В будущем такое явно станет нормой, и замалчивать проблемы не получится.

Я.Коронавирус: yandex.ru/web-maps/covid19?ll=41.775580%2C54.894027&z=3

Куда интереснее с людьми, правами, экономикой и городскими политиками. Сегодня мы боремся с одной болячкой и рушим привычный образ жизни, а после придётся поднимать экономику и, вероятнее, ещё дольше возвращать этот самый привычный уклад.

tinysg.com

Чистота и стерильность на какое-то время станут одной из главных ценностей, обойдя наши любимые антитеррористические меры. Вот это почти 100%, это уже сейчас видно. Даже допускаю, что рядом с кабинками позора в наших городах поставят умывальники с мылом!

Куда сложнее с приватностью и доверием — государственной машине крайне сложно «забыть» распознавание лиц жителей, слежку через телефоны и всё прочее. Вирус победим, а вот вернём ли право личной жизни — вопрос. Такая ситуация ежеминутно порождает недоверие между всеми.

Есть версии, что политики, городские власти и жители по всему миру учтут этот болезненный удар по комфорту: стратегии и решения будут учитывать не только устойчивое развитие, но ещё и гибкость – быстрый возврат к обычной жизни.

«Самый яркий и понятный из виденных мной примеров — концепция Humanhatten 2050, предложенная Нью-Йорку архитектурным бюро Бьярке Инглса BIG в 2018 году,— рассказывает Артём Герасименко.— Чтобы избежать огромных инфраструктурных и экономических потерь, которые принес городу ураган Сэнди несколько лет назад, авторы предлагают создать по периметру Манхэттена парк с дюной и недорогими быстровозводимыми павильонами для малого бизнеса и общественной жизни» — Коммерсантъ

При проектировании районов наверняка будут звать эпидемиологов и специалистов по флоре и фауне, чтобы вмешательство человека не породило новый вирус от животных или можно было быстро выявить и изолировать проблему без общегородского карантина. Подъезд какой-нибудь пятиэтажки поставить на карантин куда проще, чем одноподъездную свечку в 30 этажей.

Тут уже множество разных сценариев, которые можно описать поговоркой «не клади все яйца в одну корзину». Например, большой торговый центр – не лучшее решение с точки зрения доступности и масс людей, логичнее иметь множество магазинов поменьше в шаговой доступности. Но чтобы получить разнообразие у вашего дома, потребуется компактность, плотность, смешанная застройка и тд.

фото: Сергей Филинин

Хоть пандемия в самом разгаре, она уже показала силу сплочённого городского сообщества: как люди добровольно помогают старикам, чтобы те не выходили на улицу за покупками, как мастера начинают бесплатно шить защитные маски из ткани, которую другие бесплатно предоставили, и так далее.

Поэтому вопрос развития местных сообществ, повышения социального капитала и налаживания доверия встал ещё острее – победить проблему можно лишь сообща, а для этого надо уметь общаться и находить способы решения проблем (спойлер: у нас с этим всё плохо).

Опыт многих предыдущих потрясений уже доказал, что после подобного люди становятся сплочённее, и это позволяет быстрее справиться с последствиями проблемы. Здесь я даже немного благодарен беде, ведь она напомнила всем без исключения, что мы все люди и сможем решить проблему, только если договоримся и доверимся друг другу.

P.S. Вспомнил ещё один момент: удалёнке станет популярнее, но ментальное разделение на дом-рабочее месте никуда не денется.  Так что хорошие общественные пространства будут востребованнее для работы вне дома.