Вена — точно лучший город земли?
Согласно разным рейтингам, Вена регулярно попадает в топ городов по удобству для жизни. Например, The Economist регулярно ставит Вену на первое место (последний в 2019 был).
Я не большой любитель рейтингов, ведь сложно объективно охватить все сферы жизни: качество данных от города к городу может отличаться, а их интерпретация иногда сильно однобока.
С Веной у меня нет вопросов относительно безопасности, экологии или качества воды из-под крана, но есть ряд вопросов относительно удобства города.
Мусор на фасадах
Начнём с простого: иногда город напоминает бесплатную рекламную газету, с дизайн-кодом здесь явно беда!
Вывески выше второго этажа, абсолютно разный стиль, закрытые окна и целые этажи за рекламой — местами это норма. Если добавить несколько билбордов и бегущих строк, будет вылитая Чита.
Я понимаю, нужно архитектурное разнообразие, но здесь однозначно есть проблемы.
Мансарды
Достраивать жильё на крышах тут не считается чем-то криминальным. Такая достройка весьма распространённая практика, но вот изначальный вид дома иногда искажается:
Иногда это скорее похоже на космический корабль:
Улицы-парковки
Здесь не стали играть в модернистских градостроителей, строя магистрали вместо улиц со сносом дворов. Но назвать улицы комфортными тоже сложно — большая их часть отдана под парковку:
Парковка не есть что-то абсолютно плохое на улицах в жилой зоне, но здесь баланс сильно сбивается. От этого страдает не только внешний вид города и улиц, но ещё экология — улицы без деревьев, тени и ветрозащиты скорее агрессивны.
Просто сравните улицы выше с соседней, где деревья есть:
На местных улицах парковку всё же начинают разбивать деревьями, но примеров встретил крайне мало. Кроме того, асфальт остаётся основным материалом — не лучшее решение для тротуаров, парковки и перекрёстков.
Просто сравните венские улицы с нидерландскими, и сразу поймёте разницу:
Ширина немного иная, это понятно, но использование материалов и деревья всё же кардинально меняют картину при сохранении парковки:
В общем, венским улицам ещё очень далеко до идеала:
Особенно это заметно по любви австрийцев рисовать на асфальте. Тут, например, через тротуар у светофора проходит выезд автобуса от метро — понять это можно лишь по маленькому знаку. В нормальной ситуации это стоит показывать иным мощением:
Нормальной велоинфраструктуры тоже, считай, почти нет — в основном это велополосы. Само собой, здесь не гоняют по улицам выше 50 км/ч, но отпускать ребёнка в школу на велосипеде весьма боязно.
Туалеты
Всё просто: в Вене практически невозможно найти публичный туалет. Доступность воды и туалета считается важным фактором удобства города, всё-таки это естественные потребности человека. Здесь же такое можно найти на станциях метро и вокзалах, но на входе попросят оплатить монеткой — так себе решение в мире банковских карт и эплпея.
Убийца рельсов
Венские трамваи — самые заниженные трамваи в мире!
У обычного низкопольного трамвая пол примерно в 30 см от уровня улицы и двойная тележка, а для безбарьерной среды делают платформы чуть выше уровня обычного тротуара. Например, как тут в Москве:
В Вене же в 1990-х решили всех обхитрить: сделать трамвай до уровня обычного тротуара, чтобы не строить платформы. В итоге появился Siemens ULF с высотой 18 см и одиночными тележками между секциями:
План был хорошим, если бы не маленький нюанс: эти тележки убивают трамвайное полотно.
Вес не распределяется равномерно, от чего износ стрелок и других элементов сильно ускоряется.
С 2018 года город стал закупать новые вагоны у фирмы Bombardier. Эти вагоны чуть выше, высота пола 21,5 см, но конструкцию тележек подправили. За 562 млн евро город заказал 119 трамваев с поставкой до 2026 года, в цену входит обслуживание и возможное увеличение заказа ещё на 37 единиц:
Понятность
Транспортная система города в целом весьма понятная и привычная: покупаешь абонемент и ездишь на любом транспорте сколько хочешь. Но есть не только организационная часть работы, не стоит забывать про хабы. В посте про новый вокзал города я уже рассказывал, что немного заблудился. На городских просторах проблемы тоже есть.
Например, при выходе из метро перед вами много трамваев. Хорошо, что вы их сразу видите — не надо отдельно бегать в поисках платформы. Но вот где нужный вам трамвай остановится — это более сложная задача. Если он стоит и ждёт вас, то хорошо, но если его нет и вы случайно уйдёте не на ту платформу? Поэтому нужно крупно обозначать маршруты у остановок и направление движения, с этим бывают сложности. Если же вы не знаете нужный вам маршрут и остановку, то без помощи уехать в нужную сторону будет крайне сложно — схем на остановках нет.
Известное двухуровневое трамвайное кольцо. Оно интересное и необычное, но поиск нужного трамвая сразу осложняется: нужно идти наверх? Или вниз? Если наверх, то там две разные платформы — куда?
Близость разных маршрутов радует, но задача направить человека в нужное место сразу усложняется.
Уникальность и интересность
Вена хороший город, но назвать его лучшим сложно. Образно говоря, здесь выстроили систему, когда всё нормально работает, и на этом будто бы остановились. Здесь не чувствуешь угрозы от машин или со стороны города в целом, но и особой радости тоже не испытываешь. Среда не наполнена какими-либо уникальными деталями, этим Вена очень похожа на многие германские города, но на контрасте с Францией, Нидерландами, Великобританией и даже Польшей это сильно чувствуется. При том речь не про какие-то дома или детали городских элементов, а насыщение города жизнью и уникальностью самими жителями.
Разве что в городе стали играть с человечками на светофорах — хоть какая-то душевность, но Ампельман это сделал ещё в прошлом веке.
Единственный интересный и уникальный элемент Вены, по фотографии которого вообще можно отличить этот город от любого другого — обозначение маршрутов и символ совы для ночных маршрутов.
Про Вену будет ещё один пост, где я разберу какие-то необычные решения. Здесь я скорее хотел показать, что ничего идеального не существует, а города должны быть разными.