April 23, 2020

Чем гордятся в Чите?

Мы уже посмотрели на загаженные улицы и фасады Читы, поговорили про главную площадь города. Теперь время подняться чуть выше!

Обычно при обсуждении города люди обращают внимание на материальные вещи: красивые детали, детские сады, разбитые дороги, страшные столбы или маршрутки — это то, с чем мы контактируем каждый день, объяснять их важность никому не нужно.

Но город и жизнь в нём устроены сложнее, а выстраивание правильных приоритетов — куда более сложная задача, чем кажется. Сегодня мы посмотрим на несколько хороших решений из Читы, но в основном материал будет про яркие проблемы города.

Хорошее

Чтобы вы не думали, что мы тут только набрасываем на вентилятор, сначала поговорим о хорошем! Это исторический центр Читы, здесь мы видим сетку улиц примерно 200 х 100 м:

Яндекс

Это почти Барселона, хотя там кварталы 200х200 — сегодня это считается чуть ли не идеальным форматом городских кварталов!

Яндекс

Подобная планировка при правильном землепользовании позволяет выстраивать живые и доступные кварталы: среднеэтажная застройка, пешая доступность, понятная навигация и прочие прелести. Такая сетка позволяет гибко застраивать город в зависимости от потребностей времени: можно добавлять жилья, переделывать под офисы старые помещения, добавлять и убирать старое при необходимости с сохранением разных функций и человеческого масштаба. Например, как это происходит в Берлине и других городах мира по сей день:

Берлин

По сравнению с другими городами России, в Чите сохранили пешеходную связность — на перекрёстках все зебры на месте, никаких П-переходов и прочих извращений. Даже не так много заборов, как могло бы быть!

И тут же видна одна из особенностей города: здесь ставят двойные светофоры для пешеходов, по каждому с каждой стороны. Возможно, цель была благой — сделать сигнал заметнее издалека. Но это весьма дорогое решение, каждый такой светофор стоит по 10-12 тысяч.

Где мусор?

Вторая хорошая черта — чистота. Я абсолютно серьёзно, в плане бытового мусора здесь куда чище, чем в соседнем Улан-Удэ! Видимо, здесь хорошо убрались после визита Варламова и пиара мусорной столицы на всю Россию.

На самой окраине города я смог найти лишь такой «срач», который просто разлетелся от ближайшей помойки из-за неправильных баков без крышки.

Лицо города и застройка

Теперь к плохому. Несмотря на хорошие кварталы, их потенциал явно не очень понятен местным. Вместо небольших домов вырастают свечки.

При условии соседнего одноэтажного дома это не проблема, но один такой дом может поставить крест на дальнейшем развитии остального квартала — высота соседних домов будет ограничена именно этой свечкой и инсоляцией.

Если оценивать ситуацию комплексно, то среднеэтажная плотная застройка всего квартала даёт больше площадей и возможностей. Но для этого нужно мыслить категориями не отдельного участка, а всего квартала. Поэтому новые европейские кварталы без свечек — так выгоднее.

Вена
Амстердам

И более субъективная проблема — безликость. У города нет своего лица. Во время визита я несколько раз спрашивал у местных жителей, что стоит посмотреть — всегда ответ был про природу вокруг города. Люди должны гордиться городом, а не посылать всех из него.

Тут мы можем вспомнить Сингапур, где эту проблему активно решают последние лет 20. Города сегодня должны удивлять и запоминаться, иначе конкуренция за человека будет проиграна. Если ваш город не откладывается в памяти архитектурой, деталями или чем-либо ещё, то рано или поздно вы окажетесь на обочине истории. Даже бренд «мусорной столицы» был хоть чем-то, люди узнали о Чите. Чёрный пиар — тоже пиар.

Песчаное благоустройство

«Благоустройство» у нас понимают по-разному в меру своей насмотренности: от турника во дворе до Зарядья на месте свалки. Что значит «благоустроенное место» и какие эффекты наступают от этого благоустройства? Место должно нравиться? Или привлекать людей и стимулировать развитие бизнеса и сообществ? А может, благоустроенное место — это то, где можно сделать и несколько лет просто не обращать внимание на место? Вопросов много, и их нужно задавать себе перед любыми работами с улицами, парками, скверами и даже дворами.

Оценить привлекательность парков у меня не получилось, их закрыли на карантин за пару дней до моего приезда. Но вид улиц и других пространств наталкивает на мысль, что про цели благоустройства в городе не особо думают.

Например, возьмём кусок тротуара в центре города и сравним это с процессом готовки. У нас есть классический набор элементов: дерево, тротуар, переход и проезжая часть. Эти ингредиенты можно использовать с умом: сделать красивую и удобную для всех улицу, когда всё на своих местах и в нужных пропорциях. Получилось бы что-то типа такого:

Вена

... или такого, ничего космически сложного тут нет:

Вена

Но в процессе готовки что-то пошло не так! Откуда-то взялся забор. Сначала нужно было добавить тротуары с переходами и лишь потом делать карманы для парковок, а здесь всё перепутали. С виду как привычная улица в Вене, но подгоревшая и пересолённая с привкусом бензина и песка, которые пытались замаскировать майонезом. После первого укуса хочется всё выбросить и оставить повару плохой отзыв.

Даже с небольшими бюджетами и привычными материалами реально делать продуманно и качественно. Для этого нужно хотеть сделать хорошо, хотя бы гуглить хорошие примеры и проводить пост-проектную оценку сделанных работ для учёта ошибок. Для недопущения ошибок ещё хорошо работают городские стандарты, где понятным языком с картинками рассказано о минимальных требованиях. В каких-то вещах можно даже нагло смотреть стандарты соседей и делать не хуже.

Но в случае Читы делать хорошо не принято. Например, многие улицы прошли реконструкцию по программе качественных и безопасных дорог. Да, это именно та федеральная программа, после которой во многих городах становится ещё опаснее.

В Чите же умудряются делать ровные широкие улицы, где хочется ехать 120 км/ч вместо общепринятых в мире 50 км/ч. Видимо, здесь очень много денег, раз они могут позволить покупать и укладывать асфальт на полосы по 5 м вместо 3-3,5 м, а затем ещё ремонтировать и убирать их. И это без учёта проблем с аварийностью и дополнительных потерь от аварий.

К сожалению, у нас всё ещё часто строят улицы скорее для танков по стандартам загородных трасс, закладывая максимально возможные параметры на всякий случай. Очень редко есть понимание, что вместо дорожников нужно звать архитекторов и транспортников, а при строительстве учитывать больше факторов, чем просто объём асфальта.

Но в Чите помимо стандартного набора проблем добавили ещё одну: здесь просто забывают делать тротуары! Серьёзно, вот благоустроенная улица: ровный асфальт, новый бордюр, заборчик, песочек... и всё!

Может, так лишь в одном месте? Давайте посмотрим дальше! Здесь с одной стороны всё же сделали дорожку в отрыве от дома, но с другой стороны просто забили на это:

2020 год, космические корабли умеют дистанционно садиться на маленькую платформу посреди океана, а в Чите не умеют делать нормальные улицы с тротуарами. Особенно издевательски выглядят пешеходные переходы с понижением в грязь и песок.

Доступная среда читинского дорожника: сделать понижение со стороны машин, но забыть выровнять дорожку со стороны тротуара. Браво, превосходный бюрократический процесс по освоению денег!

Почему же раздел называется «песчаное благоустройство»? А всё просто: почти любой кусочек города объединяет одна общая вещь — пыль с песком. Это не проблема климата или нехватки денег на уборку — это следствие некачественного благоустройства. Здесь везде открытый грунт!

Это двор на окраине, про недорогое решение для наведения порядка с ними я рассказывал ранее. Но это типичный пример текущего благоустройства: асфальт, покрышки и пыль с песком.

А это — двор в центре после благоустройства (ЕдРо даже табличку повесила). Грунта чуть меньше, но вместо него просто больше асфальта.

Даже в Израиле, где города построены на песке, нет такого количества песка с пылью! Всё мостят или засаживают растениями с системами полива — дорого, но без этого потерь ещё больше! Проще один раз сделать хорошо и забыть о проблеме.

Ашдод

В Чите, вероятно, ещё есть проблема зимней уборки дешёвым песком. Это более сложная задача, но она не отменяет работу по благоустройству. Со снегом же можно бороться разными методами, за опытом можно съездить в Финляндию — я показывал и рассказывал про их систему без пылевых бурь по весне.

Какие приоритеты?

В естественной среде открытый грунт зарастает травой или хотя бы покрыт листвой, а зимой снег сохраняет тепло и растительность. Но верхний слой почвы уничтожен неправильным поддержанием и парковкой на любом клочке, земля выветривается. В итоге получается порочный круг: нет денег на нормальное благоустройство —> больше пыли и ускоренное разрушение города —> приходится тратить больше денег на уборку, ремонт и медицину —> город теряет жителей, которым надоедает жить в пустыне —> нет денег на нормальное благоустройство.

Это кажется мелкой проблемой среды «гигантов»: тепло, дороги, школы и сады кажутся более масштабными задачами. Но эта мелкая проблема каждый день убивает людей изнутри, ведь горожане дышат этой пылью и разносчиками зараз, это всё ещё сильнее тянет бюджет вниз.

И тут можно вспомнить про двойные пешеходные светофоры — вместо них можно было закупить нормальной земли и начать закреплять грунт кустарниками и травой с защитой от машин. Или же вспомнить про излишне широкие полосы для машин — они стоят денег, город каждый год тратит деньги на их поддержание. Даже несчастная и бесполезная побелка деревьев требует денег и людей.

Глупо тратить средства на излишки, когда не решены базовые проблемы.