Городские объявления: пишите понятнее
Тема общения города с жителями довольно неоднозначная. Далеко не все вообще понимают, зачем нужно вешать объявления — что, люди сами не поймут? Поэтому листы А4 появляются лишь при отключении воды и выборах. Из-за этого возникает огромное количество каждодневных неудобств и негатива для жителей и городских служб.
Самый простой пример: трактор дворников не может убрать снег из-за запаркованных машин во дворе, а люди даже не знают об этом и продолжают страдать от сугробов и ставить машины на привычные места.
Но если объявление всё же появилось, то возникает другая трудность: нужно не просто написать буквы и расклеить листки, а правильно донести мысль и сразу ответить на возникающие вопросы.
Коронавирус в очередной раз подтвердил, что городские службы даже в чрезвычайной ситуации банально не могут правильно доносить информацию до людей.
Сейчас почти все детские площадки, скверы и просто скамейки Москвы закрыты:
На окраинах заборов уже не хватает. Ещё тут можно сдать новогоднюю ёлку.
Везде, как правило, есть листочек с пояснением:
- Лист А4 на подъезде проживёт неделю, а на скамейке или ленточке — пару дней. Первый сильный дождь всё смоет.
- Важные объявления теряются на фоне других однотипных объявлений.
- Цветные картинки печатают на чёрно-белом принтере.
- В тексте нужно уметь выделять важное и выносить это в самое начало. У нас вместо этого в каждом объявлении пишут «Уважаемые жители!», а в начало ставят второстепенное — люди просто не дочитывают до основной информации.
- При прочтении возникает вопрос «когда это кончится?» и «а где следить за актуальной информацией?» — большинство объявлений не отвечают на это.
- Статус объявлений подтверждает подпись организации и печать — это работает при документообороте, для прохожих и жителей эти детали не имеют веса. Подобное подрывает доверие людей к информации.
В общем, мы имеем следующее: объявления есть, но их сложно читать и они не отвечают на возникающие вопросы. В том числе из-за этого люди или игнорируют предписания, или начинают выдумывать что-то своё — так всегда бывает при плохой работе с информаниец. А как с этим обстоят дела в других городах?
Торонто: выделение цветом важного, информация о штрафах за нарушение, ссылка на сайт с подробностями и логотип города
Лондон: цвет, важное визуально выделено размером шрифта и читается издалека, ссылка и логотип муниципалитета.
Тут важно наличие двух языков — жители вне зависимости от родного языка должны понимать информацию. Плюс яркий красный цвет, такое объявление заметишь издалека и среди других объявлений. Но здесь акцент смещён с адресата объявления (если вернулся в Латвию и имеешь симптомы) на наказание и последствия.
Таллин: три языка, цветовое кодирование, основной посыл читается первым, мелким шрифтом сроки и ссылка на сайт, логотип. Отдельно стоит обратить внимание на материал и фиксацию: это объявление не намокнет от дождя и не улетит от ветра.
Составлять объявления должна не бухгалтер из 3-го отдела 5-го подведа, а дизайнеры. У города должен быть специальный брендбук с шаблонами на такие случаи, чтобы каждое ведомство не играло в креатив. Это не очень сложно, подобное можно сделать при большом желании за неделю силой нескольких человек — просто об этом важно подумать заранее.
Нужна культура нормального информирования без обезличенной «Администрации» снизу, это важно в обычное время, а сейчас это в прямом смысле вопрос жизни и смерти. Если городские власти не могут справиться с одним несчастным шаблоном объявления, то как им можно поручать что-то более ответственное?