Москва коронавирусная
За последние полтора месяца несколько раз по делам выезжал «в город», набралось материала на отдельную прогулку.
До сих пор по сети гуляет множество фотографий пустого города. Типа такого:
Реальность не такая красочная и пугающая:
Это Школьная улица, которую реконструировали в прошлом году. Сейчас тут доставили скамейки и высадили деревья:
Ещё тут умудрились расставить урны прямо перед дверьми домов...
Улица всё ещё по большей части транзитная — в старых домах офисы, которые никак не работают на пешеходность улицы.
Благоустройство должно подстегнуть появление уличного бизнеса, но рыночные механизмы у нас работают не очень хорошо. Текущая пандемия явно не ускорит этот процесс.
Зато с Ладожской улицей всё куда приятнее, даже в пандемию за счёт транзитных потоков и развитого уличного бизнеса тут кипит жизнь:
Но курьеров местами больше, чем обычных горожан:
Другая банда. Сервисы доставки получили мощный подъём, но всё чаще вижу объявления индивидуальных доставок из кафе и магазинов — платить Я. и Д. по 30-35% за доставку в текущих условиях могут позволить себе не все.
Москва вновь стала жёлто-зелёной!
Типичное объявление последних двух месяцев:
Вот так поступают с бизнесом, который нарушает режим работы в пандемию: городские службы перекрывают тротуар бетонными блоками. Можно назвать это самоуправством, но это скорее креатив для обхода бюрократии. По крайней мере, пока я слышал лишь об одном таком случае.
Обычных горожан запугивают иначе: красная лента — новый символ города!
Парки города закрыли по апрельскому указу мэра, но дальше начался цирк — стали закрывать скамейки, скверы и просто тротуары на широких улицах.
Яму таки обнесли забором :(
Обычный проход по улице вполне может упереться в забор.
Закрытие парков можно попробовать объяснить попыткой удержать людей дома, но люди сидят больше месяца — это явно не идёт на пользу ментальному и физическому здоровью. Цель самоизоляции не сидеть дома, а соблюдать дистанцию и снизить число контактов, чтобы не перегрузить медицинскую систему. Маловероятно, что одиночная (с сожителями) прогулка по парку или улицам с безопасной дистанцией создаст проблемы. Поэтому города по всему миру сейчас активно расширяют тротуары и рисуют велополосы — это как раз условия для безопасного передвижения по городу.
В урбанистическо-политической мировой тусовочке сейчас в целом активно поднимают вопрос наличия парков в пешей доступности от домов людей, чтобы была возможность безопасно отдыхать вне дома без контакта с другими людьми. Уж очень всем кажется, что это далеко не последний вирус, а один парк на весь город создаёт толкучку и идеальные условия для распространения заразы.
Парки закрыли, но совсем забыли про узкие тротуары — по многим улицам невозможно пройти до магазина, офиса или дома без поцелуя встречного человека. Зато на парковку ёлочкой место нашлось.
Наше закрытие всего и вся даже для прохода скорее напоминает или непонимание базовых потребностей людей, или целенаправленное запугивание. Хорошо это или плохо, покажет лишь время, ведь запугать не так сложно, как «отпугать» после окончания.
Шахматная рассадка в общественном транспорте:
Тут всё понятно, нужна буферная зона между людьми. Общественный транспорт тут куда безопаснее и комфортнее, чем какое-нибудь такси. Но вот белые края... Почему нельзя было просто задизайнить квадратные объявления?
С сегодня ещё прибавились перчатки и маски. С масками аргументация есть хоть какая-то: симптомов может не быть, но человек заразен — маска снижает возможный радиус поражения других. Но вот перчатки явно отдают бредом, ведь вирус не проникает через кожу. Зато перчатки не будут снимать и стирать, они создадут тепличный эффект на руках для всех вирусов на свете и обманчивое чувство безопасности (подробнее об этом). Руки нужно чаще мыть и обрабатывать, а не выдумывать штрафы.
А вот открытые двери метро явно нужно будет оставить после пандемии. Двери тяжёлые, маломобильным открывать их очень тяжело. Ещё они регулярно били людей, сложно представить общее количество пострадавших. Ранее двери держали открытыми лишь в очень жаркие дни и ночи.
Ещё улицы и дворы города стали усиленно мыть, техника встречается на улицах постоянно. Иногда, правда, тракторы подозрительно ездят медленно и без поливки — обычно так отрабатывают треккинг. Как поливка тротуаров и полос влияет на распространение вируса, ответить сложно: обычно люди не трогают асфальт и тем более не целуют его. Но аллергики явно должны быть довольны.
Не уверен, что у нас будут как-то оценивать опыт и эффективность мер борьбы с пандемией, для этого просто нет независимых институтов. Зато через год-два явно будут интересные исследования на английском и других языках с подборкой удачных и не очень практик.