May 14, 2020

Словарь московских маршрутов

У нас очень любят забывать про принцип простоты: пользование городом должно быть понятным даже ребёнку. Инфраструктура должна опираться на нового и самого слабого пользователя: ребёнка, туриста и маломобильного. У нас же вместо простоты часто используют принцип «чтоб шпион ничего не понял» — с таким подходом город становится сложным и агрессивным для каждого.

С навигацией и общественным транспортом это правило тоже работает, и чем больше город, тем сложнее становятся коммуникации. Если брать Москву, то часто люди совершенно не знают маршрутов наземного транспорта — их слишком много и каждый работает по своему расписанию, лезть в это болото просто не хочется. Зато с метро всё куда проще: линий меньше, график и пересадки понятнее, везде есть навигация и так далее.

Бывают ситуации, когда люди годами тратят своё время на более длинный путь через метро, потому что не знают о коротком и быстром наземном маршруте. Реформы последних лет частично упростили пользование наземкой, но отсутствие системного подхода с каждым годом превращает навигацию по маршрутам в какой-то шифр.

Т29КО

С12Э

КМ1

Т25

М7КК

Н3 и М3

Т3О

СТ2

144у

⬆️ Это далеко не полный перечень маршрутов с буквенным индексом. Какие-то буквы стали следствием варварства, где-то это попытки выделить нормальные маршруты или подсказать пассажиру информацию. Но по факту всё превратилось в какую-то лотерею.

Т

Это бывшие троллейбусные маршруты. С советских времён в городе было разделение маршрутов по видам общественного транспорта. После убийства троллейбусов по одной улице могли ходить автобусы с одинаковым маршрутом, но разной трассой. «Т» — попытка хоть как-то не запутать людей, но изначальную проблему решить никто не попытался, хотя нумерация должна быть сквозной без разделения по видам транспорта.

М

Магистральные автобусы. Как правило, у них короткие интервалы и диаметральные маршруты по выделенным полосам. Появились после реформы маршрутной сети в центре города.

С

Социальные маршруты. Как правило, их пускают по жалобе нескольких «бабушек». Маршруты могут проходить через все центры госуслуг района или по поликлиникам. Как правило, такие маршруты возят воздух, но чиновники очень любят пускать такие в качестве социальной ответственности города перед жителями.

Н

Ночные маршруты, работают по своему такту. Но есть исключение — М10 работает круглосуточно.

Э

Если маршрут «400Э» или типа того, это экспрессные маршруты, которые останавливаются не на всех остановках.

Если маршрут просто «Э» или «Э-2», это это экспресс-автобусы от станций метро до кладбищ.

К

Короткий рейс, автобус не доедет до финальной остановки.

О, У, Л

Водитель едет на обед, до конечной не доедет.

СТ

Сити-шаттлы. В городе всего два таких маршрута, они подвозят работников в кварталы Сити. Городские билеты недействительны.

КМ

Компенсационные маршруты, работают при закрытии станций метро.

0

Компенсационные маршруты, работают при закрытии трамвайных маршрутов.

А, Б и прочее

Иногда у маршрута исторически буквенный индекс. Например, А — Аннушка по Бульварному кольцу, а Б — букашка по Садовому. Или трамвай 4Л и 4П — левый и правый.

В общем, с нумерацией в Москве устроили цирк с конями. С этим давно нужно разбираться, но пока реформа затронула лишь центр города, где разделили магистральные, районные и социальные маршруты. В остальных случаях при любой непонятной ситуации пытаются что-то добавить: или ещё один маршрут, или хотя бы букву кномеру. В итоге с каждым годом уехать на автобусе в нужное место всё сложнее и сложнее.

Пересматривать нужно не отдельные маршруты, а саму архитектуру сети. Разделение маршрутов по видам транспорта давно пора похоронить, обеды и компенсации можно показывать пиктограммами. Если 24 трамвай попал в аварию, то на его место должен приехать 24 автобус без всяких «0». Но исторических маршрутов реформа не должна касаться.

Москва далеко не первый город, где столкнулись с подобным. Например, Берлину пришлось масштабно менять нумерацию в 1991 году, в 2006 её снова слегка изменили, запустив систему Метробусов и Метротрамов. В немецких городах по опыту Берлина буквами выделяют следующие маршруты: частоходящие (M), экспрессы (X) и ночные (N). Три индекса запомнить куда легче, чем московский алфавит.

P.S. Если вас тоже бесит эта тема, то рекомендую посмотреть презентацию Даниила Баева в его ТГ-канале, там есть несколько вариантов решения проблемы.