May 20, 2020

Как в Москве испортили метро

Помните историю ввода проверки пропусков в Москве? Многие тогда обратили внимание на пробки в пригородах, но самый ад творился внизу — какому-то начальнику пришло в голову, что останавливать каждого пассажира для сверки кода с паспортом в период пандемии — хорошая идея. Тотальный контроль в ручном режиме оказался важнее здравого смысла. Нескольких часов утреннего часа пик с толпами людей на вход хватило, чтобы отменить идиотизм, хотя публичной информации о виновных и наказании за подобный креатив всё ещё нет.

После этого систему проверки изменили: теперь к пропуску нужно привязывать транспортную карту. При отсутствии пропуска для передвижения по городу турникет просто не пропустит человека, выйдет «запрет прохода» даже при наличии денег и билета на карте. Решение кажется логичным и инновационным. Оказалось, что карты «Тройка» всё же можно привязать к человеку, хотя раньше подобное называли технически невозможным.

Но далеко не всё пошло гладко: сама система получения доступа и привязки карты оказалось сложной, непонятной и долгой. В итоге пробки на вход сменились скандалами. Вчера я лично стал свидетелем подобного.

Эти люди на фотографиях стоят вокруг сотрудника метро — они не могут пройти в метро. У них есть проездные, многие с пропусками, но система не пускает их:

Это станция Комсомольская, 11 утра — час пик прошёл, популярные электрички давно пришли. На станции двое сотрудников, которые занимаются исключительно теми, кто не смог пройти. О социальной дистанции говорить нет смысла — люди опаздывают, не понимают проблемы и бесятся. За 10 минут при мне случилось два скандала.

С одной стороны всё кажется простым: у них проблемы с пропуском, наверняка они вообще на карантине, должны сидеть дома, а не кататься туда-сюда. Но всё куда сложнее. Например, моё здоровье не вызывает вопросов, есть пропуск с привязанной картой, но я тоже не смог пройти в метро:

Почему это происходит

Не все знают о пропусках

Кто-то уехал на дачи в начале вируса, есть иностранцы, вахтовые рабочие и просто мигранты — перечислять таких можно долго. В комментариях под соцсетями мне прислали вот такую историю — подобных наверняка много:

Есть и другая ситуация — многие посмотрели Путина, услышали про окончание нерабочих дней и радостно поехали зарабатывать деньги. И лишь на станциях они узнали, что режим ХЗ в Москве ещё действует.

Сложный процесс получения

Попробуйте объяснить бабушке или мигранту о регистрации на портале города с контрольными вопросами, капчей и прочими штуками. А если нет смартфона? А как иностранцу оформить такой пропуск? Как жителю Подмосковья привязать Тройку к существующему пропуску?

Проблем так много, что на станциях у вокзалов, крупных хабов и конечных пришлось дополнительно ставить людей, чтобы объяснять все тонкости. Только получается глупо: вместо создания условий для безопасной дистанции между людьми город наоборот создаёт условия для толкучки и бросает на это своих сотрудников.

Пять часов на привязку

Привязанная карта попадает в базу в течение 5 (ПЯТИ!!) часов. Если вы только купили карту или поехали по срочному делу — ха-ха. Транспортный комплекс даже запустил бота для проверки привязки карт к пропуску.

Такое чувство, будто бы все данные печатают, везут курьером на другой конец Москвы, где их руками вбивают в другую базу, но часть листов может потеряться.

Аннулирование

Пропуск мог оформить работодатель, его аннулировали, а человек просто об этом не знает.

Ещё не стоит упускать возможность простого сбоя системы — мне в соцсетях писали о такой проблеме.

Супер-контроль

Есть чувство, что некоторые решения у нас принимают не для борьбы с причиной распространения вируса, а просто из-за желания всё контролировать. Только с каждым шагом система так усложняется, что абсолютно всем участникам становится проще игнорировать эту систему.

С введением пропусков прошло больше месяца, но даже при колоссальном падении пассажиропотока вне часа пик на станциях собираются десятки человек на пустом месте. Вероятнее всего, с каждым днём таких людей всё больше, а не меньше.

Предположим, с проблемой сталкивается каждый 100 человек, пассажиропоток метро упал в 5 раз и сейчас составляет около 1,5 млн пассажиров в день — выходит армия разгневанных пассажиров в 15 тысяч лиц, это очень много.

Кажется, пора уже отменять пропуска и уничтожать все привязанные базы данных, а не пытаться натянуть сову на глобус.

P.S. Депутаты городской думы тоже пишут о проблеме:

UPD

29 мая Дептранс выложил данные: в среднем отказы у 1,4% от всех пассажиров, на станциях у жд вокзалов — 4-6%. Если взять общий пассажиропоток на 15 мая, то через турникет не смогла пройти 21 000 человек. Но стоит сказать, что люди возвращаются в метро, за неделю прирост в 20 000 человек, так что число отказов может быть ещё больше.