May 28, 2020

Коронавирусный Петербург: без пропусков и с парками

С понедельника в Москве введут послабления в ХЗ-режим, можно будет гулять с 9.00 до 21.00 не более 3 раз в неделю (2 раза в будни и 1 раз в выходной) по специальному графику, который будет сформирован для каждого конкретного дома. Кажется каким-то сюрреализмом, особенно на фоне возрастающего игнорирования режима самоизоляции — индекс самоизоляции планомерно снижается с 20 апреля.

Особенно странным это видится на фоне других городов России, где вовсе обошлись без пропусков и режимов. Например, в Петербурге можно выходить в любое время, люди спокойно проводят время в общественных местах. Но есть и свои минусы — город не способен предоставить людям пространство для безопасной дистанции.

Это самый центр Петербурга, Марсово поле — люди спокойно отдыхают на газоне, никто никого не гоняет:

Тут хочется вспомнить, что в Москве за подобное в Александровском саду на вас набросятся полицейские и росгвардейцы, а здесь газон открыт для людей. Между всеми безопасное расстояние:

Но так хорошо не везде — сказывается плотная застройка и дефицит общественных пространств. На набережной Карповки всё куда хуже:

Долго сидеть дома вредно для физического и ментального здоровья, поэтому я никак не могу осудить горожан за выход на улицу и прогулки. Тут скорее вопрос в качестве и доступности общественных пространств — их не хватает!

Вместо открытия всех возможных площадок для равномерного распределения людей с безопасной дистанцией в городе пошли по пути частичного закрытия парков. На городских территориях висят ленты, которые все игнорируют, а частная Новая Голландия, например, запрет соблюдает: вход закрыт, но сейчас тут собирают и распределяют продуктовые наборы.

В центре города могло бы быть больше подобных мест, но они или запланированы под дорогу, или в собственности девелоперов, или за забором какого-нибудь завода. Однако даже сейчас можно найти дикие места:

В новых районах всё ещё хуже — там или человейник, или парковка. В лучшем случае недалеко от домов есть незастроенная набережная:

У людей есть запросы не только к квадратным метрам и парковочным местам, но местные градостроители и архитекторы как-то про это забывают. Скоро напишу отдельный пост про этот район — нужно знатно ненавидеть город и его жителей, чтобы так строить.

Если парки и набережные — это история про свободное время, то есть ещё улицы и функционирование города. Сейчас перед городами встаёт транспортно-экономический кризис: нужно пересадить людей из автобусов и метро на велосипеды вместо автомобилей, а заодно возродить бизнес и рабочие места. Как это делают в мире, я уже показывал: экстренные велополосы, расширения тротуаров и летние веранды с разнесёнными столиками. Всего этого в Петербурге нет.

Бизнес работает на выдачу:

Первый этаж с витринами всегда ценился у бизнеса, спонтанные покупки — дело очень приятное. В новой ситуации у них открылся ещё один плюс: даже в закрытом режиме у покупателей сохраняется доступ к заведению (в отличие от торговых центров).

Уверен, многие корпорации уже пересматривают свои стратегии и гайды, чтобы оперативно создавать окно на улицу на случай новых эпидемий.

Открывать внутренние помещения заведений будут в последнюю очередь, поэтому города по всему миру отдают под летние веранды (часто вообще бесплатно) площади, широкие тротуары и парковки. Последнее называется парклетом — они стали популярны во всём мире ещё до пандемии, но сейчас стали ещё востребованнее.

В России был лишь один нелегальный эксперимент сейчас петербургская общественность просит у Смольного возможность ставить парклеты на парковку вдоль улиц, это сможет поддержать бизнес в тяжёлое время.

С учётом низкой транспортной загрузки центра — сейчас самое время для такого эксперимента. Во многих местах вообще получится сохранить парковку, но сделать её параллельной, а не ёлочкой.

Но сложно говорить о парклетах и экстренных велополосах, когда в городе тупо узкие тротуары — о безопасной дистанции тут можно лишь мечтать!

И я сейчас говорю отнюдь не только про центр города — в новых районах целые поля парковок и газонов, но тротуары не сильно шире, чем в исторических кварталах. Держать безопасную дистанцию в полтора-два метра невозможно физически:

Для сравнения, вот трансформация центра Милана из-за нового коронавируса:

было
концепт
реализация

В Петербурге же светофоры не просто собирают несанкционированные митинги, они ещё и вынуждают людей подвергать своё здоровье опасности:

Очень хочется пожелать Петербургу расширения тротуаров, велополосы на мостах и улицах, живой бизнес и возвращения к нормальной жизни. Но что-то мне подсказывает, что тут лишь научились быстро ставить мобильные морги, а не создавать безопасные условия для живых людей.