May 30, 2020

Фуксия, Физалис и другие загадки московских диаметров

Включение электричек в общегородскую транспортную сеть — одно из лучших решений Москвы последних лет. Пока там не всё гладко: расписание, станции, будущие маршруты и многие другие вещи нужно дорабатывать, это займёт какое-то время. Главное, что электрички признали полноценным городским транспортом, а не советским рудиментом для нищебродов.

Но важно не только пустить поезда и научить турникеты принимать городские билеты — общественный транспорт ещё и важный элемент городского бренда. В Москве с «подземными дворцами для народа» и красной «М» метрополитена это явно должны понимать. Поэтому разработка визуального языка транспорта — это не только вопросы навигации и красоты, но ещё и айндентики всего города.

Тут подъехал ролик и информация про разработку логотипа для МЦД — как сделать красиво, интересно и правильно. Далее текст дизайнера Константина Коновалова.

Рад представить логотип и графические знаки Московских диаметров, которые мы разработали вместе с Наташей Москалёвой. Эти символы стали частью городского языка коммуникации, и, наверное, многие уже видели их в городе.

Диаметры — это часть транспортной системы, использующая железнодорожную инфраструктуру Москвы и ближнего Подмосковья, в которой поезда ходят часто, в формате метро, и пассажирам не нужно расписание.

Подобные сервисы популярны в Европе — например, RER в Париже или S-Bahn в Берлине. Москва в начале пути — в прошлом году поехали первые два диаметра, а в ближайшие годы запустятся еще три линии. Многие станции будут перестроены или перенесены для удобных пересадок на метро.

Основной графический ход логотипа — наклонная красная линия, популярная в ливрее поездов. Исторически на паровозах опасные и габаритные элементы красили в красный, чтобы сделать их заметными в целях безопасности. Обычно так выделяли лестницу и площадку над ней. Электропоезда наследовали эту линию – со временем она лишилась функции, но стала частью динамичного железнодорожного дизайна.

Линии диаметров обозначаются буквой D — она хорошо читается и на русском, и на английском языках.

Выбор цвета знаков был сложным. Все «простые» цвета, которые можно легко назвать (типа «желтый» или «красный»), уже заняты линиями метро. Новых линий метро становится все больше, простые цвета заканчиваются, поэтому для диаметров понадобился другой ход.

Мы разложили на цветовом круге все существующие цвета линий метро и нашли 5 оттенков, которые раньше не использовались в городской навигации. Цвета подобраны так, чтобы минимизировать пересечение близких оттенков на схеме метро и картах города. Также мы учли темный фон навигации РЖД, поэтому исключили холодные синие оттенки — они не контрастны на темном. Выбранные цвета имеют природные названия: Физалис, Фуксия, Папайя, Ментол и Зеленый луг.

Графические знаки городского транспорта — важная часть айдентики города. Эти знаки нас окружают везде и становятся туристической символикой. Надеюсь, что D1, D2, D3, D4 и D5 встанут в один ряд с узнаваемым во всём мире логотипом Московского метро.

Спасибо дизайн-командам Московского транспорта и Московского метрополитена за сотрудничество и помощь в проработке концепции графических символов. И спасибо Алексею Солнышкову за помощь в съёмке паровоза.