Лучшая набережная Петербурга
Петербург стоит на воде: Нева, Финский залив, каналы и реки поменьше — это знают все. Но близость воды не означает её доступность, часто города отвёрнуты от воды. В случае Петербурга это гранитные набережные и дороги вдоль воды — ты видишь её, но контакта с ней нет.
Кроме того, в Петербурге есть большие проблемы с общественными пространствами, их просто нет или крайне мало. Сейчас, когда торговые центры и кафе закрыты, это особенно заметно. Но это вовсе не означает, что нужно просто сесть на поребрик и начать грустить — это решаемый вызов.
Сегодня мы пойдём смотреть набережную Карповки, которую сделали в прошлом году. Здесь получилось организовать правильный процесс и общими усилиями превратить пустырь-парковку в самую крутую набережную города.
История
С советских времён в этом месте была пристань:
После развала СССР в суматохе никто не заметил, как набережную просто закрыли забором и шлагбаумом. Отличились не только владельцы катеров, но и первый мед:
На фото 2017 год и процесс прокладки велодорожки. За забором уже территория военных:
Открытие набережной
На Петроградке мало общественных пространств, а этот кусок набережной просто выпал из ментальной карты жителей. Чтобы как-то исправить эту ситуацию, создали сообщество «Друзья Карповки», куда входят жители, урбанисты, активисты, бизнес и так далее. Началось исследование района и мероприятия по привлечению внимания к проблеме места.
Например, глухой забор казармы был подвержен акту конструктивного вандализма:
Была построена скамейка в виде карпа. На фото процесс создания:
... ещё начали стоить беседку:
Зимой тут поставили юрту и проводили чаепитие:
Хотя без юрты тоже собирались :)
Даже делали водный сад! Все эти акции приводили людей на набережную и побуждали задуматься о месте, о том, как оно может работать. Ещё это привлекало к проблеме внимание СМИ, блогов и политиков.
Заодно шли встречи, где обсуждали возможное преображение набережной и реки: что нужно жителям, чего не нужно, как место будет работать лучше и так далее. Это первый опыт соучаствующего проектирования в Петербурге.
В общем, процесс благоустройства набережной начался куда раньше, чем началось проектирование со стройкой. Инициатива снизу дошла до верхов, после чего начался процесс синергии. Удивительно, но активистов не послали в лес с их идеей, все стороны пошли на диалог и образовалось всеобщее доверие к другим сторонам. Даже военных уговорили поставить нормальный забор!
Сама набережная
Забор частично убрали, но шлагбаум с подъездами остался:
Подъезд к Первому меду оставили, но сделали зону с приоритетом для велосипедистов:
Тротуар узкий, но люди ходят и по проезжей части. Было бы хорошо замостить проезд и сделать всё в одном уровне (общее пространство). Но уж как получилось. Зато вдоль воды встречаются небольшие пристани со скамейками.
Ёмкость урн и график чистки явно не справляются с потоком людей — все забиты:
Это одно из немногих мест города и Карповки, где остался естественный рельеф реки. Закатывать его в суровую гранитную или иную набережную было бы преступлением.
Начало основной набережной. Столбики, как мне кажется, слишком низкие, можно не заметить в темноте без фар. Хотя упрощается заезд коммунальной техники.
Вот наша красавица! Поразительно, но на этой набережной я не встретил ни одного ажурного столба или кубометра гранита. Современный дизайн пока новичок в городских проектах благоустройства, но тут всё получилось сдержанно и в тему. Особенно порадовали фонари — они явно станут узнаваемой деталью места:
Зоны отдыха вдоль воды. Там, где кто-то может упасть натянуты канаты:
Но в целом доступ к воде открыт. Детские площадки отнесены подальше от воды.
Страх за детей перед водой — одна из классических проблем благоустройства. Некоторые (далеко не все) родители крайне беспокоятся за чад и их возможное окунание в воду, поэтому везде требуют заборы. Вот только почему-то условное озеро на природе без оград такой опасности не вызывает, а вот набережная в городе — нужен забор и точка.
Опасность падения любого человека в воду есть, но не стоит исходить из парадигмы, что человек по умолчанию стремится самоубиться при выходе из дома. Детям нужно объяснять опасность воды, учить плавать и присматривать за ними — это базисное правило для родителей, нельзя перекладывать всю ответственность на других. Архитекторы же могут обезопасить место планированием (отнести детскую зону подальше), посадить кусты или натянуть канаты. Забор — крайнее средство.
На набережной не только сохранили естественный рельеф у воды, но ещё и поработали над ландшафтом — холмики разграничивают тропинки, на них можно играть или просто лежать.
Озеленение многолетнее, у каждого есть табличка с названием и ссылкой:
Очень круто, что высадили сразу взрослые растения. Ещё тут хорошо заметно разнообразие пород: деревья цветут в разное время и имеют свой окрас. Озеленение будет менять место постоянно в зависимости от времени года.
Кроме того, взрослые деревья почти сразу дают эффект: тень, защиту от дождя и ветра, просто эстетическую красоту.
Отдельно радует, что тут обошлись без пошлых детских игровых:
Хотя зону для родителей я бы сделал с классическими скамейками со спинкой: им важен визуальный контакт с детьми, они не будут лежать на лавках, а без спинки долго не посидишь.
Та самая скамейка-карп. Люди рисуют мелом на ней и вокруг. Это хороший показатель: значит, люди приняли место и пытаются его дополнить:
Общая зона качелей сделана в виде корабля. Если покрутить штурвал, начнут играть песни о воде.
Здесь же амфитеатр для возможных мероприятий и просто отдыха:
Я не люблю велодорожки на набережных и в парках — они часто провоцируют конфликты и не особо нужны, ведь главная опасность для велосипедистов от машин на обычных улицах, а не от детей и отдыхающих. Но здесь её неплохо вписали вдоль забора и отделили буферной зоной от прогулочной зоны:
Тут даже поставили станцию саморемонта. Насос уже не работает, но он обычный, не рассчитанный на публичное использование.
Что дальше
Благоустройство не закончено! Скоро тут должны появиться катера, кафе и дебаркадеры с общим доступом. Набережная продолжит использоваться клубом для хранения судов. Думаю, это лишь украсит и оживит место. Кафе и дебаркадеры позволят сделать кафешки с кофе, мороженым и тёплым туалетом для всех посетителей.
Из более масштабных целей: продолжение реконструкции набережной. Первый участок показал запрос со стороны жителей и успех места, но некоторые другие участки находятся в частной собственности, а где-то придётся убирать парковку и убирать полосы для машин. В общем, текущий фрагмент был самым лёгким для преобразования. Я искренне надеюсь, что процесс не остановится и Карповка станет образцовым и многогранным местом Петербурга.