Усть-Катав: моногород трамваев без трамвая
Усть-Катав — моногород с огромным вагоностроительным заводом (пост про завод). Как это принято на Урале, именно завод сформировал вокруг себя город. Но в отличие от 19 и 20 веков, сейчас большое производство внутри города превратилось из преимущества и залога развития в большую проблему, город начинает проигрывать конкуренцию своим соседям и теряет население: в 1992 году было 31 400 жителей, а в 2019-м — 22 042.
Как живёт Усть-Катав и как малым городам бороться за свою жизнь — поговорим об этом сегодня.
Город коров и забытых линий
Центр города, здесь стоит сталинский ДК, площадь с фонтаном, памятниками Марксу и Ленину с цветастой КСИЛовской площадкой:
Весёлая жизнь при коронавирусе:
Из необычного: отсутствие побелки деревьев. Малые и многие большие города грешат этим бесполезным делом, уродуя ландшафт.
Другая местная особенность, я бы даже назвал это местной достопримечательностью — пешеходный мост в центре:
Брянский мост через реку Юрюзань соединяет центральную часть города Усть-Катава с железнодорожным и автобусным вокзалом, с посёлком Шубино. Был построен в годы войны. Название «Брянский мост» объясняют несколькими причинами: или он был спроектирован на эвакуированном в Усть-Катав Брянском заводе брянскими специалистами, или строился эвакуированными в Усть-Катав брянскими рабочими. Хотя последний аргумент спорный: по воспоминаниям горожан, Брянский мост возводился в основном штрафбатниками из узбеков, туркмен и иных жителей Средней Азии, которых устькатавцы снабжали едой.
Центральная часть города состоит в основном из пятиэтажек:
Коровы — большая головная боль для местных властей. Многие отпускают их гулять без сопровождения, отчего те поедают благоустройство и оставляют за собой следы. Их можно отправлять на штрафстоянку, но тогда их придётся кормить на время поиска владельца, а если же хозяина не найдут, то и город оплату штрафа не получит, и с животным что-то делать придётся. Поэтому жители защищают свою красоту сами с помощью высоких оград:
Новые посадки тоже приходится защищать:
... а улицы превращать в загоны:
Но коровы не особо расстраиваются:
Город в основном одноэтажный, обычно в таких местах ничего интересного не случается, но только не в случае Усть-Катава. Вы же помните про трамвайный завод?
Через город проходит испытательная линия, хотя есть вероятность, что когда-то тут даже возили рабочих на смену — линия уж очень длинная и доходит до конца города. Но большая её часть заброшена:
На оборотном круге успела появиться спортивная площадка:
Но небольшой кусочек ещё действует, выглядит это крайне странно: высокая трава, старые домики, коровы и... новый трамвай!
Что делать с моногородами
И вот тут хочется перейти к части про путь спасения моногородов. После развала СССР и краха плановой экономики многие города, завязанные на единственный завод, попали в безвыходную ситуацию. Многие не смогли справиться с кризисом и просто вымерли, другим, как Усть-Катаву, повезло чуть больше. Универсальный рецепт для таких городов: отсосаться от титьки завода и развивать другие отрасли экономики, чтобы в случае нового кризиса иметь больше гибкости и возможностей.
Тут очень хочется вспомнить опыт Коломны, где тоже есть большой вагоностроительный завод, но город делает ставку на туризм и предпринимательство. Примерно год назад мне показывали аналитику с оценкой завода и небольшого частного музея — музей оказался эффективнее для экономики города и с точки зрения использования пространства. И это совершенно логично: в 21 веке роботы варят металл и собирают вагоны, нужды иметь целый город для обслуживания станка больше нет.
Города же делают ставку на образование, развитие предпринимательства, туризм, IT и сферу обслуживания — это самые перспективные с точки зрения инвестиций и трудоустройства направления. Просто вспомните самые успешные города нашего времени – Лондон, Нью-Йорк, Берлин и другие — это не города-заводы, а города для людей, где удобно творить и есть возможности для самореализации.
А как это у них?
В качестве зарубежного примера трансформации города-завода в город для жизни и обмена можно вспомнить Катовице, который за 30 лет совершил большой прорыв. Само собой, что работа над стратегией не отменяет ремонта дорог, стройку бассейнов и прочих повседневных работ, но за рутиной всегда нужно видеть общий смысл. Дальше фото и текст Михаила Алексеевского:
Катовице – город, у которого нет древней истории. Он возник в середине XIX века как промышленный центр Верхней Силезии, город шахтеров, а позже - центр тяжелой промышленности. До конца XX века там была совершенно ужасная экологическая ситуация: угольная пыль, вредные выбросы сталелитейных заводов, легочные заболевания у детей и т.д.
Условный исторический центр (особняки фабрикантов) там и до войны был довольно унылым, а после значительную его часть снесли, застроили суровыми модернистскими многоквартирными домами, а Рыночную площадь фактически превратили в транспортную развязку. В 1990-е годы многие заводы и шахты в Катовице оказались экономически неэффективными и позакрывались, что явно не добавило этому городу социального оптимизма. Словом, кажется, что туристам здесь вообще делать нечего, особенно в новогодние праздники...
... оказавшись в 1990-е годы в действительно довольно тяжелом экономическом положении, город не опустил руки, а начал активно трансформироваться к реалиям постиндустриальной эпохи. То есть тут продолжают и уголь добывать, и сталь лить, но при этом главная ставка в развитии делается не на тяжелую промышленность, а на IT-сектор, который здесь развивается очень успешно – свои офисы в городе открыли даже IBM и Microsoft.
Еще тут активно проводят разного рода торгово-промышленные ярмарки, привлекают инвестиции, строят офисные центры в виде небоскребов, а еще... пам-пам... местные урбанисты мощно занимаются развитием городской среды. Смотреть, как это осуществляется, очень занимательно и поучительно.
Отдельно хочется сказать про культуру. Отрадно, что, занимаясь небоскребами, инвестициями, IT-кластерами и комфортной городской средой, город очень плотно работает с локальной культурной идентичностью. Закрывающиеся шахты и заводы не сносятся и застраиваются офисами, а изящно переосмысляются.
Самая крутая в этом отношении история – это создание Силезского музея, который был размещен на территории закрывшейся угольной шахты не очень далеко от центра города. Архитектурный конкурс на концепцию нового музея объявили в 2006 года, и победителем стало австрийское архитектурное бюро «Riegler Riewe Architekten», которое предложило довольно оригинальную концепцию – постараться сохранить самые интересные оригинальные здания шахты (скажем, промышленную башню они переделали под смотровую площадку), а сам музей закопать под землю, запроектировав путешествие по нему в что-то вроде перехода из зала в зал по шахте. На поверхности оказались только небольшие светящиеся кубы, а сами музейные залы действительно на глубине 40 метров под землей»
Так, а что с Усть-Катавом?
Универсального рецепта по спасению городов от кризисов нет — в каждом случае ситуация уникальна, лишь жители смогут ответить на вопрос «кто мы и куда идём?».
С уральскими городами первое, что приходит в голову — начать продвигать индустриальный и экологический туризм, это может стать хорошей базой для местных предпринимателей. Подробнее об этом я напишу на примере соседней Сатки — там уже работают в этом направлении и результат очевиден.
В Усть-Катаве же делают трамвай, который поставляли по всему СССР — про город уже так или иначе знают, это имя на слуху и есть на что опереться. Вот только в самом городе нет ни памятника КТМ-5М, ни открытого для всех музея. То есть тут вообще не пользуются этим! Люди не будут приезжать к вам, если вы сами не гордитесь своим городом!