Сатка — один из интереснейших городов России
Продолжаем изучать уральские города! После Усть-Катава мы отправились в соседнюю Сатку.
Путь из одного моногорода в другой занимает час-полтора (зависит от пробки на трассе из-за ремонта мостов), а население отличается примерно на 20 тысяч жителей в большую сторону. Здесь не делают вагоны и лифты с голосом Гагарина, но город также был образован вокруг железоделательного завода, всего на два года раньше Усть-Катава. Позже здесь обнаружили и стали добывать магнезит.
В отличие от соседнего города, да и от большинства других городов России, Сатка умеет приятно удивить — здесь понимают важность культуры и уникальности! Хотя без проблем не обходятся.
Промышленный туризм
Как и обещал, поднимаю тему туризма — у уральских городов есть уникальное преимущество в виде старых производств и заводов. Обычно это считают каким-то недугом города и ограничением, но это свойство можно использовать на благо — рассказывать и показывать людям закрытые предприятия! Туризм живёт не одними церквями и крепостями!
Сатку разделяет огромный карьер, где добывают магнезит. Карьеров несколько, но центральный делит дореволюционную часть города с советской. Есть ещё отдельный позднесоветский микрорайон на удалении слева:
Из магнезита делают огнеупоры — изделия, которые используют в качестве прокладки во время плавки металлов благодаря их способности сохранять свойства в условиях высоких температур.
На этот карьер можно абсолютно легально попасть, если написать обращение в компанию и согласовать время. Мы приехали вечером, когда рабочие уже ушли по домам. Маленькая точка внизу — огромный экскаватор:
Почти из любой точки города видны отвалы — это горы выработки:
Магнезит добывают открытым и закрытым способами. После дробления остаётся выработка из иных пород — их измельчают для стороннего использования или закладывают обратно под землю в выработанные шахты.
Первая идея, которая возникла в голове при виде карьера: «Вот бы устроить здесь концерт Rammstein!» — уникальная локация прямо в черте города, которую можно использовать для продвижения города на мировом уровне.
Но карьер — далеко не весь набор города. У добывающей компании есть корпоративный музей, и это один из лучших музеев России, в котором я был!
Он стильный, наглядный, интерактивный и приятный для каждого. Информация подана настолько понятно и просто, что даже ребёнок поймёт, зачем нужен магнезит и как его добывают. Слева на тумбе собственно сам минерал — его можно потрогать и взять в качестве сувенира:
Тут, конечно, очень хочется вспомнить музей УКВЗ — общее между ним и этим местом лишь в слове «музей». Инфографика и тактильные ощущения:
Тут как раз показаны закрытые шахты и как их заполняют после выработки. В обычное время тут ещё всё крутится и светится, но на время коронавируса всё выключили и ограничили экскурсии.
Всё мелкое убрано в шкафчики, но легко достаётся и показывается:
Рабочее снаряжение, всё можно примерить:
Небольшие, но приятные сувениры:
Музей сделан не только как постоянное место для экспозиции — здесь также есть комнаты для проведения разных мероприятий:
Музей стал живым и может привлекать людей не только магнезитом, но и мероприятиями: от детских утренников до профессиональных обсуждений будущего города. Место трансформируется под разные задачи — это очень хорошее свойство площадки.
Качество проекта и работы всегда хорошо считывается через детали. Например, иногда архитекторы создают крутое место, а потом туда приходят вахтёры, расставляют цветочки и кладут ковры как у себя дома — подобное очень хорошо выдаёт общую колхозность. Здесь же крутой дизайн, подача и даже несчастный огнетушитель приятный и современный!
И главное: музей по умолчанию открыт для каждого, он находится до проходной. По будням он работает в штатном режиме, в выходные по предварительной заявке по электронной почте.
К сожалению, железоделательный завод для посторонних закрыт, хотя он явно не менее интересный. Зато во время экскурсии мне рассказали про промышленный туризм в Магнитогорске — там это отдельное полноценное направление на комбинате, теперь хочу съездить туда.
Местный Диснейленд
Многие уральские города образованы вокруг завода, а заводам нужна вода для производства. Сатка не исключение, поэтому местный центр — старый завод и пруд при нём. Здесь же местный предприниматель построил аквапарк «Сонькина Лагуна». Говорят, название в честь внучки Сони.
С одной стороны, жители получили место для отдыха. Вероятно, в хорошую погоду в город приезжает много людей из соседних городов и сёл за этим, а это тянет смежные отрасли: гостиницы, общепит и так далее. Это делает город менее зависимым от одного предприятия, постепенно снимая проблему моногородов. Иными словами, не одними заводами и карьерами Сатка славится.
С другой стороны, это мешанина стилей, попытка скопировать башни замка, пиратские корабли и пристроить металлолом со свалки. Получается китч, который не имеет никакого отношения к этому месту — подобное могло появиться в любом другом городе. Это надругательство над историей, контекстом места и индивидуальностью города.
Очень похоже, что внучка автора посмотрела мультики от Диснея и сказала «хочу-хочу-хочу!», а добрый дедушка сделал всё по рисункам ребёнка — это хорошая семейная история, но ужас по отношению к городу и жителям.
Я понимаю, это сейчас кажется натянутым за уши, ведь «людям нравится!», поэтому давайте дам простую аналогию: вы хотите посадить в своём дворе ёлку, чтобы было красиво и праздновать новый год можно было, а вам сажают пальму и к тому же пластиковую и говорят «а людям нравится!» — вроде похоже на дерево, но любой поймёт обман. С архитектурой и душой города аналогично.
Кроме того, доступ к воде оказался в частных руках — не очень понимаю, как такое возможно с точки зрения закона, но вместо общего пляжа — забор и прейскурант за проход.
Но тут пошли дальше: набережной оказалось мало, и диснейленд захватил остров!
Если вспомнить оригинальный Диснейленд, то он находится вне города — это парк развлечений в поле, там нет проблем с историей места и городским контекстом. Здесь же это сделали в самом центре. Башни и пираты начинают спорить с промышленной историей города. Это подмена уникальной среды дешёвой китайской подделкой.
Город одного художника
Сатка довольно однообразный город без особых архитектурных излишеств, но здесь с этим работают. Например, одну улицу решили сделать... красной:
Очень хорошо, что решили сделать обычную улицу уникальной через цвет, фонари и общий паттерн — улица стала уникальной через благоустройство:
Вот только здесь не смогли вовремя остановиться, в какой-то момент красный стали добавлять везде. Удивительно, что асфальт не покрасили.
При реконструкции отошли от функции и сосредоточились на форме: заборчики с вырезом, фонари, бордюры и так далее. В порыве забыли, например, про доступную среду — покрасить бордюры смогли, а опустить вровень забыли. Кроме того, не очень хорошая идея делать пандус близко к полосе движения и на радиусе — колёса могут соскочить и из-за уклона человек укатиться под машины.
Тротуар от администрации утыкается в лестницу без пандуса, которая вообще ведёт на проезд. Красные заборчики и новый газон сделали, но вот как люди будут пользоваться улицей не подумали. Вешать красивые плакаты ветераном просто, но было бы неплохо ещё сделать город доступным для них, а создавать среду только для молодых и здоровых.
Уникальные остановки для улицы тоже неплохо, но как она защищает от осадков, где освещение или хотя бы лист с расписанием и ценой за проезд? Подобный мелких и обидных косяков очень много вдоль всей улицы. Красиво должно быть не только от слова «красный», хороший дизайн в первую очередь должен упрощать пользование местом.
У города с компанией по добыче магнезита есть совместный фонд развития города. Как я понимаю, через фонд проходят все подобные проекты. У фонда более гибкая структура и больше возможностей реализовывать смелые идеи.
Но как нам рассказали, почти все проекты проходят через одно дизайнерское бюро. Такая схема, вероятно, удобна в повседневной работе, но отсутствие конкуренции, особенно в творческой среде, приводит к шаблонности и иным печальным результатам.
Например, зачем-то в городе решили покрасить столбы в триколор, получился колхоз уровня красно-белого бордюра:
Другой проект — обновление домов на одной из улиц:
По сути, всё свелось к весёленьким цветам на фасадах:
Похожее делают в рамках «Том Сойер Феста» или «Фасадника» — волонтёры ищут спонсоров и вместе с собственниками обновляют дома. Здесь же централизовано обновили фасад только со стороны улицы.
Объект воздействия у акций и в Сатке похожие, но вот суть разная — здесь нет поддержки жителей и мотивации владельцев ответственнее относится к своему имуществу и городу. Зачем заниматься домом, если кто-то придёт и покрасит его в весёленький цвет?
Украшетельство сделали ради приятного вида из окна машины. Деревянные дома обшили цветным сайдингом, при близком рассмотрении обман быстро считывается — пластик и одноэтажные деревянные дома плохо дружат друг с другом:
Оригинальные наличники тоже пропали, вместо них заводская имитация. Заборы каким-то чудом оставили обычные — они самое нормальное, что есть на улице:
... и настоящий подобный дом без украшательств. Да, он не такой цветной, но он настоящий.
Моя Сатка
В городе есть очень хорошая традиция — каждый год проводить культурный фестиваль «Моя Сатка». В рамках него сюда привозят выставки и борются со скукой. Это важная, хоть и не очень очевидная проблема.
Людей в городе привлекает не только зарплата и торговые центры, но ещё возможность реализовать себя и заниматься чем-то интересным. Иными словами, город должен конкурировать с диваном и телевизором, культурная жизнь в этом очень помогает.
В рамках фестиваля в город приглашают известных художников со всего мира, которые создают граффити. В итоге даже типовые панельные дома становятся уникальными и интересными:
Краска — лишь инструмент, но искусство позволяет даже банальную подстанцию сделать интересной и уникальной. У The Village есть большой репортаж про граффити и фестиваль.
Отрадно, что художники не просто приезжают-уезжают, в процесс втягивают самих же жителей. Этот рисунок был создан по эскизу местной девочки-подростка — представьте чувство ребёнка, чей рисунок приняли и нанесли на ЦЕЛЫЙ ДОМ? Бросит ли она рисование и уедет ли из такого города или продолжит развиваться и станет ещё больше любить Сатку?
Всё это — часть борьбы города за жителей. Понятно, что у добывающий компании вполне понятная мотивация — им нужны специалисты в городе, а у таких людей запросы касаются не только уровня зарплат и детских садов, но ещё и уровня развития города. В этом плане Сатка похожа на татарский Альметьевск — там тоже много работают с городской средой совместно с Татнефтью для привлечения людей.
Ещё тут используют тактический урбанизм для работы с пространством. Быстрые и недорогие решения позволяют по-новому взглянуть на привычное место, увидеть новые перспективы, вытащить людей с дивана и сформировать добрососедство:
Жители не только получают интересный город, но ещё и смотрят на современный дизайн и учатся мыслить нешаблонно — в наше время это важно.
Жителей активно вовлекают в процесс создания пространств, от концепции до самих работ:
Вовлечение позволяет лучше понять запрос людей, но это не самое главное — это формирует ответственность за место. Будут ли подростки буянить и вандалить площадку, которую сами помогали строить? Нет.
Ещё это формирует культуру горожанина: люди чувствуют сопричастность к развитию города, планируют свою жизнь здесь, становятся не просто потребителями городских благ, а начинают сами что-то создавать. Или просто менее активно уезжают.
Объекты создаются буквально за одно лето из простых и недорогих материалов, но они продуманы. Будь то местная идентичность — материалы и структура:
... или практичность. Одно и то же место может использоваться разными людьми по-разному. Сегодня тут можно полежать и почитать книжку, завтра — провести концерт среди школьников, а послезавтра — обсуждение книги или городской пикник.
Сатка и фестиваль — замечательный пример, как можно менять город. Тут обходятся без многомиллиардных бюджетов и гранита, делая упор на людей — подобное встречается крайне редко.
Город экспериментов
Сатка уникальна для России — здесь не боятся что-то делать, это редкое качество. Не всё и всегда получается хорошо, но здесь постоянно что-то происходит и нарабатывается опыт. Если в большом Челябинске за последние годы научились лишь ставить заборы и закатывать всё в асфальт, то в небольшой Сатке умеют быстро и недорого создавать крутые проекты.
Но у меня есть нехорошее предчувствие, что городские власти почти срослись с корпорацией по добыче магнезита, это накладывает большой отпечаток на управление городом. Например, приоритет властей смещается с заботы о жителях и всестороннего развития города на процветание корпорации — иногда перепадает и людям, но если начнётся конфликт, то на чью сторону встанут политики и чиновники? Тут очень тонкая грань добра и зла.
В любом случае, на сегодня Сатка — один из самых интересных городов России, хотя тут чуть больше 40 тысяч жителей. Я бы даже сказал, что прямо на наших глазах происходит трансформация промышленного города в город творчества и обмена, переход из индустриальной эпохи в постиндустриальную.