Удачные и не очень вставки Петербурга
Петербург славится своей старой архитектурой и ансамблями — с этим вопросов нет. Но может ли город похвастаться современной архитектурой, за которую не стыдно будет перед потомками?
С новыми районами всё понятно — это случайные коробки в асфальтовых полях. Но ещё есть центр города, который не законсервирован и точечно обновляется. Да-да, сегодня обзор точечной застройки Петербурга!
Гулять мы будем по Петроградке. Ощутимая часть острова застроена плотно, здесь вставки встречаются редко.
Многие вставки — примеры капиталистического романтизма (сокращённо капром). Этот стиль охватывает постсоветские времена и встречается во многих городах, иногда встречается как постмодернизм или агро-ренессанс. Капром – самый толерантный период в истории архитектуры, когда можно было строить абсолютный треш, а параллельно возводились объекты европейского уровня.
Архитектурное сообщество неоднозначно относится к этому стилю: его либо ненавидят, считая безвкусицей, либо пытаются понять и принять это как памятник эпохи, который надо сохранять, как и любой другой архитектурный период. Смешение стилей и полное игнорирование сочетания материалов с формой — это наше достояние 2000-х, которое очень хорошо передаёт состояние общества.
Я уже говорил, что точечная застройка — не есть что-то плохое по умолчанию. Улицы города должны рассказывать историю, поэтому каждое поколение должно строить что-то своё и дополнять город, в новоделе под старину нет никакой ценности.
Но важно создавать качественные проекты и придерживаться ценностей, тогда новое будет раскрывать старое и работать на город.
Основное преимущество исторического центра — красные линии и ограничение по высоте. Здесь не вставляют свечки, а общая этажность не должна перекрывать соседние дома. Но, как я понимаю, есть лазейка: мансарды, которые идут как часть крыши вне общей этажности. Самые ушлые закладывают аж несколько этажей мансард.
Детально с местным регулированием я не знаком, если вдруг где-то будет неточность — напишите об этом в комментариях, пожалуйста.
Крайне удачная вставка нового дома: длинный фасад разбили визуально на два отдельных, улица стала интереснее.
Архитектура не спорит с соседями, зато создаёт хороший фон для исторической застройки. Размер окон, как я понимаю, тоже взят нестандартный для более аккуратного вписывания в среду. На первом этаже помещения для бизнеса, что оживляет улицу и наполняет её точками притяжения.
Внутри ещё дома с жильём и офисами. Двор без машин, благоустройство сдержанное, но функциональное и приятное.
Детской площадки нет, но назвать двор убогим или скучным язык не поворачивается.
Главное: никакой грязи, вообще.
Хотя заводить трубы в ливнёвку не стали, это сильно выдаёт благоустройство:
Теперь посмотрим на ЖК Классика — более крупный проект с претензией на элитность:
Появление подобного чуда-юда можно объяснить где-нибудь в Сибири или городе без исторического центра, когда любое здание с колоннами по умолчанию считается классическим. Но как такое прошло в Петербурге?!
Зато это честная архитектура: она сразу говорит, что на доме отдыхали, пытаясь замаскировать проблемы карнизами и обилием колонн. Взять хотя бы входные группы — это ступеньки в стену:
Чем дальше от исторического центра — тем слабее регламенты и больше места. В сторону Крестовского острова идёт серый пояс города, территория бывших фабрик и заводов. Например, вот тут были трикотажная фабрика «Красное знамя» и производство аэропланов. Остатки корпусов ещё видны за забором:
... появился жилой комплекс. Тяговую подстанцию 1920-х годов справа реконструировали.
Жилой комплекс получился сдержанным, но интересным — он дополняет собой подстанцию в конструктивистском стиле, у всего квартала теперь узнаваемый образ.
Со стороны двора некоторые балконы с остеклением, но безрамным. Такие распространены в Скандинавии — их ставят на зиму, они почти не портят облик дома. Летом же их можно целиком или частично снять.
Невероятно, но здесь тоже двор без машин. Благоустройство простое, но в целом неплохо.
Первое место, где я вижу пакеты для отходов собак. Обычно их ставят, но наполнять забывают:
Хотя застройщику и архитекторам стоит съездить в Белгород, посмотреть на настоящую безбарьерную среду. Здесь же они умудрились на пустом месте сделать три ступеньки:
Было бы очень круто сделать в старых корпусах общественные пространства и оживить их, это стало бы локальным центром всего острова. Но пока наследие прячут за забором.
Получился целый уголок 21 века. Для Петербурга это очень хорошая современная архитектура. Она сдержанная и учитывает расположение:
Благоустройство тоже не подвело!
Но есть проблема. Она касается не столько этих домов, сколько современной архитектуры в целом — она универсальна и не раскрывает идентичность страны и города. Почти любой новый дом можно скопировать и вставить в абсолютно любой город мира, и всем всё будет ок. Это проблема не очевидна сейчас, но что мы оставим будущим поколениям? Проблема глобальная, и пока не очень ясно, как её решить.
В целом, несмотря на стереотипы, в Петербурге даже в центре ещё достаточно много пустого и мёртвого места — есть ещё задел под новое. Иметь квартал с жильём, бизнесом и офисами куда лучше, чем пустырь с парковкой и автомойкой.
Точечная застройка не какое-то вселенское зло, это естественный процесс обновления города. Другое дело, что далеко не всегда новые проекты улучшают жизнь. Сомнительная архитектура, попытки впихнуть побольше этажей под разными предлогами и так далее — процесс застройки нужно делать открытым и рассматривать проект всесторонне, чтобы интересы отдельных людей не создавали проблем всему городу на десятилетия вперёд.
Спасибо Антону, что поводил меня по новым проектам Петерербурга. У него классный Инстаграм — рекомендую подписаться!