Златоуст — город с красивым названием и всё
Продолжаем изучать города Челябинской области. В прошлых материалах мы уже посмотрели Усть-Катав и Сатку — время Златоуста. Все эти города объединяет общая история, но за последние 30 лет у каждого оказался свой путь: деградации, стагнации или развития. К Златоусту относится скорее первое.
Трамвай
Единственное отличие Златоуста от соседей — трамвай. Движение по первой однопутной линии протяжённостью 5,8 км открылось 25 декабря 1934 года. Это вторая по времени возникновения и третья по величине трамвайная система Челябинской области, является самой высокогорной в России. Сейчас в городе три линии и два маршрута.
Город разорван на три части рельефом и прудом, без трамвая было бы невозможно подвозить рабочих к смене. Поэтому его появление было предсказуемым: автобусами и троллейбусами быстро вывезти много людей из спальников по единичным улицам крайне затруднительно.
Трамваи можно сцеплять, чтобы разом вывозить очень много людей — этого преимущества нет у другого уличного транспорта. Утром и вечером можно цеплять вторые и даже третьи вагоны, а днём их отцеплять — удобно.
В советское время с плановой экономикой было очень легко и удобно считать потоки и планировать транспорт: есть микрорайон рабочих с точной цифрой прописанных людей, есть завод с понятным графиком, загрузкой и сменами на годы вперёд — считай и планируй.
Сегодня же ситуация кардинально иная, экономика и мобильность людей изменились. Город, перевозчик, заводы и другие предприятия — самостоятельные единицы. Общество же переходит из индустриального в постиндустриальное — уже не нужно возить только смены к 8 утра к трём заводам и забирать всех в 17 вечера.
Транспорт и чиновники многих городов оказались не готовы к столь значительному изменению поведения людей. Появился спрос на поездки в разные точки, а предложения не было — это быстро исправили маршруточники.
Дальше классика: маршрутки начинают дублировать трассу трамвая, отбирать пассажиров за счёт меньшего такта, большей гибкости и паразитирования на инфраструктуре. Пассажиропоток трамвая сокращается, износ вагонов, путей и прочего растёт, интервалы растут и происходит ещё больший отток. В итоге трамвай становится бабковозом на почти полной дотации из бюджета.
Судя по увиденному, местному трамваю осталось ходить не очень долго. Основная причина деградации не в бюджете, а в организации транспорта в целом: маршруты рассматриваются и существуют отдельно друг от друга, общественный транспорт не работает как единая система.
Это распространённая в России проблема, но уже есть примеры реформ с отказом от маршруток, переходом на брутто-контракты с городом и введением пересадочной системы с трамваем в роли магистрального транспорта. Например, недавно подобное сделали в Твери.
Парадная деградация
Это Карла Маркса, единственная полноценная городская улица. Здесь ансамбль сталинок, бизнес на первых этажах и полное ощущение, что ты не в деревне. Но всё это разрушается временем и самими жителями.
Начнём с самого простого: фасады. Есть архитектура, которая легко переносит дополнения и изменения. Например, дома на одну или несколько семей: это гибкая архитектура. С многоквартирными домами, особенно со сложной геометрией и формами, такое уже не прокатит — каждый надстроенный балкон, блок кондиционера или инородное остекление подобно красному пятну на белом пиджаке.
Это не значит, что дома вообще нельзя менять, просто для этого нужен единый проект от архитекторов. Например, можно сделать безрамное остекление всех балконов — это не будет портить вид. Вот только у нас на это забивают: жители экономят, ставя личный комфорт выше всего остального, а муниципалитеты никак не охраняют фасады (за очень редким исключением). Ещё появляется проблема неплательщиков за жкх и содержание дома, у нас это можно делать почти безнаказанно. В итоге дома обрастают прыщами и разрушаются одновременно.
Городские власти тоже молодцы: впихнуть в ансамбль сталинок ларьки и целый рынок с пластиковой отделкой нужно догадаться.
Раньше это был город, теперь скорее село.
Город бесплатных объявлений
Златоусту можно делать магнитики с дома-рекламой:
Реклама — это не что-то ужасное, что нужно навсегда запретить. Просто нужно чувствовать баланс и границы. Сейчас почти любая поверхность в городе используется для рекламы, это вызывает ощущение газеты бесплатных объявлений — хочется взять и выкинуть в ближайшую урну.
Не удивлюсь, если ради рекламы здесь выпиливают деревья вдоль домов. Прямо могилки красивого города:
Чем больше в городе рекламы, тем меньше её ценность. У людей же возникает баннерная слепота от постоянного визуального раздражения. Поэтому умные муниципалитеты вводят дизайн-коды и делают упор на красивый город.
Ещё в Златоусте много ларьков. Про них я писал раньше: иногда они улучшают место, но переизбыток при пустых первых этажах уродует город.
Кроме того, есть ещё и важный эстетический момент: можно поставить хоть сарай на центральной улице. Неужели так сложно в договоре на аренду земли прописать внешний облик ларька??!
В общем, улицы города скорее напоминают базар (в плохом смысле).
Культура горожанина
Это типовые советские пятиэтажки, многие в таких выросли. В них нет лифтов, уникальности или удобных планировок. Зато в них есть человеческий масштаб застройки и небольшое число квартир на подъезд. Здесь можно спокойно отпустить ребёнка гулять во двор и смотреть за ним из окна — даже с самого высокого этажа можно различить лицо именно своего дитя.
Здесь можно запомнить всех своих соседей, ведь их не так много и вы регулярно с ними пересекаетесь. Это тоже определённый контроль, ведь легко распознать «своего» и «чужого». За счёт этого легче следить за общим имуществом и договариваться о судьбе подъезда или двора.
Получается безопасная и комфортная среда, хотя предпосылок для этого не очень много. Например, здесь вместо парковки на газоне — огород.
Никто не паркуется перед дверью подъезда или под окнами, ведь там клумба. И наверняка все жители знают лично того соседа, кто её сделал и следит за ней.
Понятно, что бывают кардинально иные ситуации при аналогичной застройке. Но в такой застройке куда проще запрограммировать людей на добрососедство и нормальное развитие района. Представить подобное в более поздних районах с многоэтажками практически невозможно.
Это окраина Златоуста, но это стало единственным местом, где я ощутил себя в нормальном городе — здесь живёт много людей, они все разные, но они ответственно подходят к общему имуществу и договариваются между собой каждый день о судьбе места. Это и есть культура горожанина. Городская среда должна мотивировать к подобному поведению, а не заставлять человека прятаться в свою ячейку от всех вокруг.