July 6, 2020

Златоуст — город с красивым названием и всё

Продолжаем изучать города Челябинской области. В прошлых материалах мы уже посмотрели Усть-Катав и Сатку — время Златоуста. Все эти города объединяет общая история, но за последние 30 лет у каждого оказался свой путь: деградации, стагнации или развития. К Златоусту относится скорее первое.

Трамвай

Единственное отличие Златоуста от соседей — трамвай. Движение по первой однопутной линии протяжённостью 5,8 км открылось 25 декабря 1934 года. Это вторая по времени возникновения и третья по величине трамвайная система Челябинской области, является самой высокогорной в России. Сейчас в городе три линии и два маршрута.

Город разорван на три части рельефом и прудом, без трамвая было бы невозможно подвозить рабочих к смене. Поэтому его появление было предсказуемым: автобусами и троллейбусами быстро вывезти много людей из спальников по единичным улицам крайне затруднительно.

Трамваи можно сцеплять, чтобы разом вывозить очень много людей — этого преимущества нет у другого уличного транспорта. Утром и вечером можно цеплять вторые и даже третьи вагоны, а днём их отцеплять — удобно.

Златоустовский трамвай, 1934-1943 гг

В советское время с плановой экономикой было очень легко и удобно считать потоки и планировать транспорт: есть микрорайон рабочих с точной цифрой прописанных людей, есть завод с понятным графиком, загрузкой и сменами на годы вперёд — считай и планируй.

Сегодня же ситуация кардинально иная, экономика и мобильность людей изменились. Город, перевозчик, заводы и другие предприятия — самостоятельные единицы. Общество же переходит из индустриального в постиндустриальное — уже не нужно возить только смены к 8 утра к трём заводам и забирать всех в 17 вечера.

Транспорт и чиновники многих городов оказались не готовы к столь значительному изменению поведения людей. Появился спрос на поездки в разные точки, а предложения не было — это быстро исправили маршруточники.

Дальше классика: маршрутки начинают дублировать трассу трамвая, отбирать пассажиров за счёт меньшего такта, большей гибкости и паразитирования на инфраструктуре. Пассажиропоток трамвая сокращается, износ вагонов, путей и прочего растёт, интервалы растут и происходит ещё больший отток. В итоге трамвай становится бабковозом на почти полной дотации из бюджета.

Судя по увиденному, местному трамваю осталось ходить не очень долго. Основная причина деградации не в бюджете, а в организации транспорта в целом: маршруты рассматриваются и существуют отдельно друг от друга, общественный транспорт не работает как единая система.

Это распространённая в России проблема, но уже есть примеры реформ с отказом от маршруток, переходом на брутто-контракты с городом и введением пересадочной системы с трамваем в роли магистрального транспорта. Например, недавно подобное сделали в Твери.

Парадная деградация

Это Карла Маркса, единственная полноценная городская улица. Здесь ансамбль сталинок, бизнес на первых этажах и полное ощущение, что ты не в деревне. Но всё это разрушается временем и самими жителями.

Начнём с самого простого: фасады. Есть архитектура, которая легко переносит дополнения и изменения. Например, дома на одну или несколько семей: это гибкая архитектура. С многоквартирными домами, особенно со сложной геометрией и формами, такое уже не прокатит — каждый надстроенный балкон, блок кондиционера или инородное остекление подобно красному пятну на белом пиджаке.

Просто сравните с оригиналом:

Это не значит, что дома вообще нельзя менять, просто для этого нужен единый проект от архитекторов. Например, можно сделать безрамное остекление всех балконов — это не будет портить вид. Вот только у нас на это забивают: жители экономят, ставя личный комфорт выше всего остального, а муниципалитеты никак не охраняют фасады (за очень редким исключением). Ещё появляется проблема неплательщиков за жкх и содержание дома, у нас это можно делать почти безнаказанно. В итоге дома обрастают прыщами и разрушаются одновременно.

Городские власти тоже молодцы: впихнуть в ансамбль сталинок ларьки и целый рынок с пластиковой отделкой нужно догадаться.

Раньше это был город, теперь скорее село.

Город бесплатных объявлений

Златоусту можно делать магнитики с дома-рекламой:

Реклама — это не что-то ужасное, что нужно навсегда запретить. Просто нужно чувствовать баланс и границы. Сейчас почти любая поверхность в городе используется для рекламы, это вызывает ощущение газеты бесплатных объявлений — хочется взять и выкинуть в ближайшую урну.

Не удивлюсь, если ради рекламы здесь выпиливают деревья вдоль домов. Прямо могилки красивого города:

Чем больше в городе рекламы, тем меньше её ценность. У людей же возникает баннерная слепота от постоянного визуального раздражения. Поэтому умные муниципалитеты вводят дизайн-коды и делают упор на красивый город.

Ещё в Златоусте много ларьков. Про них я писал раньше: иногда они улучшают место, но переизбыток при пустых первых этажах уродует город.

Кроме того, есть ещё и важный эстетический момент: можно поставить хоть сарай на центральной улице. Неужели так сложно в договоре на аренду земли прописать внешний облик ларька??!

В общем, улицы города скорее напоминают базар (в плохом смысле).

Культура горожанина

Это типовые советские пятиэтажки, многие в таких выросли. В них нет лифтов, уникальности или удобных планировок. Зато в них есть человеческий масштаб застройки и небольшое число квартир на подъезд. Здесь можно спокойно отпустить ребёнка гулять во двор и смотреть за ним из окна — даже с самого высокого этажа можно различить лицо именно своего дитя.

Здесь можно запомнить всех своих соседей, ведь их не так много и вы регулярно с ними пересекаетесь. Это тоже определённый контроль, ведь легко распознать «своего» и «чужого». За счёт этого легче следить за общим имуществом и договариваться о судьбе подъезда или двора.

Получается безопасная и комфортная среда, хотя предпосылок для этого не очень много. Например, здесь вместо парковки на газоне — огород.

Никто не паркуется перед дверью подъезда или под окнами, ведь там клумба. И наверняка все жители знают лично того соседа, кто её сделал и следит за ней.

Понятно, что бывают кардинально иные ситуации при аналогичной застройке. Но в такой застройке куда проще запрограммировать людей на добрососедство и нормальное развитие района. Представить подобное в более поздних районах с многоэтажками практически невозможно.

Это окраина Златоуста, но это стало единственным местом, где я ощутил себя в нормальном городе — здесь живёт много людей, они все разные, но они ответственно подходят к общему имуществу и договариваются между собой каждый день о судьбе места. Это и есть культура горожанина. Городская среда должна мотивировать к подобному поведению, а не заставлять человека прятаться в свою ячейку от всех вокруг.