Обыкновенное варварство
Давненько у нас не было новостей про уничтожение приятных улиц ради мифической пропускной способности для машинок. Городам и регионам на это часто даже выделяют денег из федерального бюджета. Чаще всего улучшайзинг заключается в новом (иногда ровном) асфальте и новых бордюрах, а бонусом идут километры новых заборов и ещё больше ярких знаков. После же сдачи улицы и отчётов мэрии о потраченных миллиардах выясняется, что... на таких дорогах начинают гибнуть люди в авариях.
Деньги — вещь универсальная, их можно пускать на нормальные цели, но заморачиваться и делать что-то полезное сложно и не очень понятно. Российская практика однозначно это доказывает: угробить что-то хорошее можно очень быстро и просто, на это всегда найдут пару сотен миллионов, а вот исправлять проблемы можно десятилетиями. Не верите? Просто посмотрите на безобразие из Великих Лук!
Великие Луки
Это небольшой город в Псковской области с 90 тыс. жителями. Во время войны город был полностью разрушен в ходе бомбардировок, но вошёл в число первых 15 городов, которые подлежали первоочередному восстановлению. После войны из столицы сюда были откомандированы архитекторы, которые руководили процессом восстановления.
Транспортники делали ставку на удобный, эффективный и быстрый общественный транспорт для перевозки больших групп людей, не забывая при этом о развитии улично-дорожной сети и объездных дорог вокруг города.
Так появился центральный проспект Ленина с превосходной советской архитектурой и двумя рядами лип по обеим сторонам. В 2019 году Комитет по охране культурного наследия Псковской области издал Приказ №51 об охране центра города Великие Луки как Исторического поселения регионального значения. В рамках приказа охране подлежит историческая застройка, габариты улиц и зелёные насаждения, формирующие урбанистический ландшафт.
Как вы уже могли догадаться, именно эта улица попала в планы на реконструкцию.
Первый этап убийства улицы
Варварство началось задолго до 2020 года. Вот краткая история:
1. В 2007 г. обанкротилось автотранспортное предприятие Великих Лук, которое занималось перевозками. Администрация взяла курс на тотальную автомобилизацию города — на это деньги находились.
2. В это же время псковские специалисты пересматривают схемы движения во всём городе. Их выводы весьма ожидаемы для тех лет: нужно расширить улицы и ввести одностороннее движение на некоторых участках — уж после этого пробки точно исчезнут. Работы, в том числе, касались проспекта Ленина.
3. Поднялась довольно сильная протестная волна, в том числе ветеранов, которые восстанавливали город после войны и высаживали эти деревья. Также возмущались жители проспекта. Несмотря на протесты, было принято решение о расширении.
5. Расширение мотивировали увеличением пропускной способности и разгрузкой проспекта. В городе появились пробки, а появились они после уничтожения общественного транспорта.
6. Проспект расширили на некоторых участках. Было вырублено около 100 деревьев, сейчас на нескольких участках проспекта уже не два ряда лип, а всего один.
7. Пропускную способность увеличить не удалось — крайние ряды оказались запаркованы. Движение происходит по-прежнему по одной полосе в каждую сторону. Парковка разрешена на нескольких участках проспекта.
Новый этап убийства улицы
В Великих Луках начали повторять прежние ошибки. В 2015 году был объявлен тендер на подготовку проектной документации капитального ремонта проспекта Ленина с его расширением.
В 2019 году был принят проект строительства трёх подземных переходов на проспекте. Напомню, речь идёт о центральном проспекте с 1-2 полосами в каждую сторону:
Что же планируют сделать? Например, вырубить 347 деревьев. Всего их осталось 390 на всей улице.
В качестве компенсационного озеленения запланировано высадить 11 маленьких саженцев и 580 кустарников. Щедро!
Реакция жителей и чиновников
Превращение центрального проспекта с зеленью и красивой архитектурой в асфальтовое поле с подземными переходами — сомнительная идея, тут не нужно быть урбанистом или транспортником, чтобы понять последствия подобного варварства.
Жители начали бить тревогу: было отправлено около 200 обращений, письмо в Комитет по охране культурного наследия, создали петицию против расширения на имя губернатора, публичная кампания в соцсетях. Даже расклеили объявления о проекте на деревьях:
А что мэрия? Изначально в СМИ не упоминали о планах расширения проспекта, тем более не говорили о деревьях. После поступления первых обращений местные государственные СМИ начали выпускать однобокие материалы в поддержку расширения проспекта.
Практически в каждом репортаже говорят о том, что проект одобрен Губернатором. Заявления же часто не соответствуют реальным планам:
- Репортаж с главой ЖКХ: «зеленая зона сохранится»;
- Общественный советник: «где срубят, там и посадят новые». В качестве положительного примера говорят про объездную дорогу, где из 146 высаженных елей уже засохли 39;
- Краевед заявил, что липы изначально сажали в два ряда под снос для будущего расширения. То есть высаживать новые теперь вовсе нет необходимости;
- Председатель союза охраны окружающей среды утверждает, что приказ об Историческом поселении не охраняет проспект и деревья;
- Директор Водоканала (депутат областной Думы): «вместо одного дерева будет 10»;
- Статья на городском новостном сайте с пометками активистов:
Теперь заторы на проспекте не называют главной причиной расширения. Новый аргумент — замена ливневой канализации, которая находится в плачевном состоянии.
Расширять не надо, так что надо?
По улицам ходят дети, тут работает бизнес, живут люди, ездят велосипедисты и так далее. Дизайн пространства напрямую влияет на ощущение человека в городе: хочет ли он остаться на улице, зайти в магазины или просто сфотографировать красивый дом, или же улица его прогоняет. Поэтому создавать проекты лишь исходя из числа машин на улице и того, как они едут — архиглупо и невежественно по отношению к каждому жителю города.
Сейчас в Великих Луках задумали повторить самые топорные ошибки полувековой давности. Расширять улицы ради борьбы с пробками так же эффективно, как расстёгивать пояс при ожирении — сначала будет легче, а потом ещё хуже. Весь мир от этого давно ушёл. Даже российские города с умным руководством так не делают, посмотрите хотя бы на Москву и Белгород.
Снос деревьев — варварство по отношению к истории города и его жителям. Реконструировать ливнёвку можно без расширения и сноса деревьев. Более того, деревья своей кроной поглощают осадки и уводят воду в почву — это естественный дренаж. Если всё срубить и закатать в асфальт, то нагрузка на ливнёвку вырастет многократно и лучше от этого никому не станет. Бонусом будет идти нагрев поверхности, ухудшение микроклимата и обеднение животного мира.
Тут можно вспомнить Красноярск, где недавно тоже реконструировали главный проспект города, и тоже строили ливнёвку — тут после работ высадили дополнительные деревья, а не рубили их. Тем более никому в голову не пришло гонять людей по лестницам для перехода улицы, наоборот, сделали новые переходы. А ведь Красноярск — миллионник, а не 90-тысячный город.
Ну и самое главное: безопасность. Подземные переходы на обычных улицах не делают город безопаснее, это градостроительный миф 1970-х годов. Ещё это самый дорогой способ перенести пробку на несколько десятков метров дальше и сделать город агрессивным для маломобильных людей. В развитых городах такие переходы или закрывают, или хотя бы дублируют наземным переходом.
Расширение улицы не спасёт от пробок, зато ударит по безопасности. Чем больше полос — тем сильнее желание ехать быстрее, особенно по ночам, когда трафика особо нет. Ошибка водителя на скорости может убить не только людей в машине, но и окружающих. Поэтому города по всему миру делают «дорожную диету» — это делает движение безопасным и повышает пропускную способность:
Узкие улицы безопаснее для всех, поэтому в развитых городах редко встретишь улицы шире 2 полос в каждую сторону с локальным уширением у перекрёстков — делать шире бессмысленно. Если у вас в городе пробки, то нужно делать нормальный общественный транспорт и увеличивать провозную способность улиц в десятки раз без сноса деревьев и создания проблем для всех жителей. Просто посмотрите на улицу в новом районе Амстердама — она эффективная, безопасная и приятная, никому в голову не придёт закатать её в асфальт ради ещё трёх полос для машин:
А как вам магистральная улица в новом районе Стокгольма? Город регулярно входит в разные рейтинги топовых городов мира, наверняка у него можно чему-то поучиться.
А как вам аналогичное в Копенгагене? Тут нет трамвая, но и подземники никто не роет. Конечно, псковские специалисты могут туда приехать и тоже рассказать про расширение и односторонние улицы, вместо канала как раз войдёт несколько полос. Но что-то мне подсказывает, что из города их проводят со смехом.
Сейчас мэрия Великих Лук занимается откровенным вредительством. Проект дорогой и сделает город хуже. Самое обидное, что платить придётся не только за стройку, но ещё и за поддержание новых квадратных метров асфальта и туннелей перехода — это очень дорого. В финале же, лет через 30, всё это придётся сносить и приводить улицы к оригинальному виду. Вот только все эти десятилетия люди будут страдать от таких «удобств».
Вместо оправдания плохого проекта, лучше пустить силы и деньги на нормальный общественный транспорт: введение выделенок, закупку современных автобусов, печать расписаний на остановки, введение коротких интервалов и так далее. Общественный транспорт спасёт город от пробок и сделает город удобнее для всех, в отличие от расширения дорог и стройки подземных переходов. Если текущий мэр этого не понимает, то, вероятно, пришло время избрать другого.
UPD Текст поста был изменён, информация про реконструкцию по программе БКД была ложной.