July 27, 2020

Автомобильное проклятие Челябинска

Челябинск — очень непростой город. Долгие годы из него приходили лишь плохие новости, почти все они связаны с местной «дорожной революцией». К счастью, недавно здесь поменялась команда и начались хоть какие-то осторожные движения в сторону комфортного и безопасного города, но на исправление всех ошибок последних n-надцати лет уйдёт ещё лет 50.

Дорожная революция

«Ещё одна полоса, и всё поедет» — думаю, с этим заблуждением придётся бороться ещё много лет. Эта логическая ошибка встречается не только у нас, но западные страны и политики переболели подобным ещё в прошлом веке. Даже велосипедный Амстердам когда-то был упаркован и с развязками в центре города, только там осознали ошибки. В Челябинске же с успехом прыгнули на те же грабли спустя полвека.

Почти каждая улица была превращена во взлётную полосу под эгидой борьбы с пробками. Началось это при мэре Михаиле Юревиче. С 2005 года в рамках революции уничтожали тротуары, деревья и переходы Челябинска, но затем это перешло на уровень всего региона.

В 2010 году Михаил Юревич стал губернатором региона, и массовый ремонт дорог с расширением начался повсеместно. Сейчас против Юревича возбуждено уголовное дело, он находится в розыске и проживает за границей. Ущерб от Юревича оценивается в 20 млрд руб, обвинение указывает на махинации с ремонтами этих самых дорог.

Пик «Дорожной революции» пришёлся на 2011-2012 годы. В 2011 году Челябинская область потратила на дороги 12,2 млрд рублей, в 2012-м – 13,5 миллиарда. Забавно, что в 2013 году действия мэра сравнивали с работой Сергея Собянина. Что ж, давайте сравним улицу после реконструкции в Челябинске:

... и в Москве:

Практику расширения продолжили преемники Юревича: мэр Станислав Мошаров (2010-2015 годы) и сити-менеджер Сергей Давыдов (2010-2014). Последний очень гордился тем, что «ни один город-миллионник не вкладывает столько в дорожное строительство». Потом (уже в 2015 году) новая мэрия провела ревизию, и оказалось, что Челябинск должен подрядчикам десятки и сотни миллионов рублей. Дороги стали бизнесом, но этот бизнес уничтожил городскую среду слоями асфальта.

В городе есть целая одна пешеходная улица, но просто так на неё вы попасть не сможете:

«Дорожная революция» сделала своё дело: началась резкая автомобилизация, случился спровоцированный спрос. Если в развитых городах мира целенаправленно пытаются пересадить людей из машин на общественный транспорт и велосипеды, то в Челябинске к 2032 году число автомобилистов в городе должно вырасти на 60%, а количество поездок на общественном транспорте – уменьшиться в два раза.

Для сравнения, Копенгаген планирует сократить число поездок на машине до 25%: сделать город свободнее, быстрее, здоровее и дружелюбнее. При этом Копенгаген постоянно признаётся одним из лучших городов мира для жизни, а Челябинск даже по общероссийским меркам аутсайдер (на 2019 хуже только Волгоград, Самара и Омск).

В Лондоне, например, к 2041 году 80% перемещений горожан в течение дня должны приходиться на прогулки, поездки на велосипеде и общественном транспорте. Транспортный оператор Лондона каждый год выкладывает отчёты в открытом доступе, любой житель может найти нужную информацию и сверить статистику с городской стратегией.

Пока весь мир строит трамвай и велодорожки, в Челябинске улицы превратили в асфальтовые реки: их сложно перейти, по ночам и выходным по ним гоняют машины, улицы шумные, в жару они накаляются и пополняются испарениями, здесь сильные ветра и сложно спрятаться от солнца. Это тот город, от которого хочется поскорее сбежать в машину или дом.

Проекты улиц явно делали далёкие от транспорта люди, потому что ширина местных полос рассчитана на проезд танков, а не машин — это дорого и опасно. Если просто сузить полосы до нормативных 3-3,5 м, то появится куча места под ту же зелень, нормальные тротуары или велодорожки без ущемления чувств автомобилистов.

Идёшь прямо по тротуару? А вот тебе забор! По дизайну улиц хорошо видно, кто в городе главный, а кто — челядь.

Само собой, всё по ГОСТу, ведь проектировщики и экспертиза не допускают ошибок, а все действия чиновников всегда исходят лишь из всеобщего блага. Поэтому если вы с коляской или на коляске, то во многих местах вы физически не сможете пройти:

Заборы захватили многие улицы Челябинска, даже вдоль парковки, ведь ими очень удобно отчитываться о проделанной работе:

— Насколько движение стало безопаснее?

— На 35 км в этом году, в планах на следующий год — 50!

Здравый смысл иногда побеждает, но система управления любит заборы, старая гвардия просто так не отдаст их — вдруг выяснится, что они были бесполезными. Значит, и те, кто их ставил, тоже бесполезны.

Как я говорил, сейчас в городе точечно пытаются решить хотя бы часть проблем. Например, на центральном проспекте Ленина на разделительной полосе высадили деревья — это кажется мелочью, но они снизят нагрев асфальта и послужат хорошей ветрозащитой. Плюс вместо забора высадили кусты — мелочь, а приятно.

В России часто умудряются очень быстро под общие аплодисменты обосраться и наделать ошибок, а на исправление всего этого уходят десятилетия. В Челябинске что-то похожее: закатать всё в асфальт успели быстро, а вот откат назад явно займёт ещё очень много времени. Банально люди не оценят рвения сделать те же улицы комфортными для всех — тут нужно действовать точечно и гибко. Например, постепенно заменять лишние полосы и парковку деревьями: деревья же все любят, это вам не велодорожки.

Думаю, городские власти это уже поняли и взяли на вооружение. Но отдельно отмечу, что сажают не семена или прутики, а более-менее взрослые деревья — они заметнее, у них больше шансов прижиться, но главное, что они быстрее начнут работать на всеобщее благо.

Все деньги на дороги

Если у тебя нет машины, то добро пожаловать в старый и убитый общественный транспорт:

Каким-то чудом здесь не убили электротранспорт по примеру Воронежа или Твери, но и развития не было — это то же убийство, просто медленное и мучительное. Проблема не только в старой технике, сопутствующая инфраструктура морально и физически устарела, а всё вокруг мотивирует сбежать в машину от стресса.

В развитом мире создают общественный транспорт, которым не стыдно будет пользоваться и миллионеру, и студенту — это равные условия и возможность передвигаться по городу с комфортом для 100% жителей. При такой цели о маршрутках и ПАЗиках нужно забыть как о страшном сне.

Власти долго кормили жителей мечтой о метро, но даже при условии золотого дождя стройка одной линии займёт десятилетия. Городу срочно нужно наводить порядок с маршрутной сетью и маршрутками: отменять дублирования, делать выделенки по центру улицы и пускать экспрессы (как в Алматы, Стамбуле, Боготе и других городах). Это самый дешёвый и эффективный метод сделать быстрый и доступный магистральный транспорт всего за пару лет. С учётом проблемной экологии, я бы рекомендовал делать такой метробус на основе троллейбусов.

В нормальной ситуации город связывают в одно целое трамваем, это самый эффективный уличный транспорт. Вот только местный трамвай нуждается в капитальном обновлении, на это нужны деньги и время. Поэтому по временному сценарию можно обойтись автобусами и троллейбусами, а в процессе доводить до ума трамвайное хозяйство.

Сейчас много слухов о передаче городского транспорта в концессию, у города с регионом просто нет денег и яиц компетенций на нормальный общественный транспорт — всё ушло на дороги. Если сделают не хуже Чижика, то вопросов не будет, но есть большое опасение простой замены одних автобусов на другие без доработки инфраструктуры — при таком раскладе это будут деньги на ветер.

Локации 21 века

Иногда огромные асфальтовые поля сменяются уютными местами:

От многих мест города есть ощущение, будто бы сейчас 1980-1990 годы. Но потихоньку цивилизация наступает. Например, на том же пр. Ленина был замечен дизайн-код, дырки на фасаде от прошлых огромных вывесок:

Было так:

Иногда современная мебель и нормальные фасады встречаются в одном месте:

Купить нормальные городские скамейки, диваны и стулья не очень сложно и дорого, но даже с этим многие города не справляются. Именно сидячие места превращают транзитное пространство в общественное — это базис, без которого остальные меры не заработают.

Но это всё ещё слишком точечные места, даже в центре Челябинска остается множество мёртвых пустырей. Было бы хорошо проводить каждый год урбанистический фестиваль с тактическим урбанизмом. Например, делать на лето перед Лениным площадь с песком, навесами, лежаками и какими-нибудь фудтраками.

Или закупить несколько десятков брендированных стульев, чтобы люди сами расставляли их в одном месте. Какую-то часть обязательно сопрут, но оставшиеся стулья пару лет поработают на жителей. Подобное делают многие города, это не очень дорого, а плюсов много.

Городские паутины

Провода на столбах — типовая проблема российских городов. Коллекторы есть далеко не везде, но операторы связи договариваются с владельцами столбов и кидают провода по воздуху за копейки. В результате получается бардак и засорение среды, в развитых городах всё прячут под землю с 19 века.

Это не первостепенная проблема, но это хороший показатель политики города относительно ЖКХ и своего имущества в целом: либо всё на своих местах, либо всё перемешано и непонятно где. Если мэрия не может навести порядок здесь, то что-то более серьёзное им доверять вообще не стоит. Это как с готовкой еды: если не получается сделать простое блюдо, то к сложному даже нет смысла подступать.

Почему провода должны идти в коллекторах и как это окупается — тыц.

Пациент мёртв?

Челябинск — один из немногих случаев, когда найти что-то хорошее сложно. Даже если сравнивать его с соседями, Уфой или Екатеринбургом, всё будет против Челябинска. Это крайне обидно, потому что в городе и рядом с ним много воды, есть Бор и интересные промышленные объекты — это очень крутое преимущество, которым не пользуются, одновременно убивая всё вокруг.

Пока другие будут идти вперёд, здесь придётся воссоздавать базисную инфраструктуру для здоровой работы города. Лавки и деревья — это хорошо, но от этого не будет нормальной отдачи без транспортной реформы и гуманизации улиц.

Отдельная большая работа предстоит с новыми районами, где есть только человейники и поля парковки — сейчас эти окраины убивают Челябинск и тянут бюджет города в пропасть.

Сейчас мы видим попытки сделать точечно хотя бы отдельные места города дружелюбными — это хороший шаг вперёд. Но подобное ручное управление может работать в небольшом посёлке, а не в городе-миллионнике.

Челябинску нужны быстрые системные изменения, чтобы не остаться за бортом прогресса, но тут мы спотыкаемся о нашу централизацию и налоговую систему — у политиков просто нет средств и мотивации вытягивать город.

В общем, будем смотреть за новостями из Челябинска, если получится очеловечить хотя бы центр города лет за 20 — уже будет успех.