ЗИЛ: новый район Москвы с типовыми ошибками
ЗИЛ — новый район города на месте огромного завода. Я бы даже сказал, это один из самых масштабных строительных проектов города. Теперь вместо огромной закрытой территории появляются улицы, парки, набережные и дома с жильём и рабочими местами — территория начинает работать на общее благо.
От завода к жилью
Когда-то это место было окраиной Москвы, закрытая территория не создавала проблем. Но город вырос, и тут у самого центра оказался огромный полуостров за забором.
Даже если бы у ЗИЛа всё было хорошо с производством и продажами, его бы всё равно пришлось выносить за пределы Москвы и реновировать место — это вопрос эффективного использования земли. Дешёвую землю вне города не жалко закрыть и застроить простыми цехами, но в самом городе такой подход разрывает городскую среду, усложняет логистику жителей и грузов, люди не могут взаимодействовать с местом — в общем, тормозится экономическое развитие всего города. Большим производствам во все времена приходилось «убегать» от растущих городов.
Поэтому сам подход реновации полуострова во что-то общественно-полезное — правильный. Новые дома растут не просто в полях, а садятся на готовую инфраструктуру вокруг, сохраняется принцип компактного города. Относительно недавно я рассказывал про такой же процесс в Амстердаме — это общемировая практика.
Зонирование
Здесь ушли от типичных спальных микрорайонов — это будет полноценный район со смешанными функциями. Проще говоря, можно будет жить в шаговой доступности от работы, арены и магазинов, район не будет вымирать в рабочие часы или по выходным.
У Третьего кольца получился спортивный кластер:
С одной стороны, выбор места понятен: размещать жильё или офисы у магистрали было бы античеловечно, никто не хочет жить у дороги.
С другой стороны, здесь получилось очень много пустого пространства, которое редко заполняется людьми. Даже если здесь будут проводить соревнования раз в неделю, то инфраструктура будет работать 1 день в неделю, а убирать и ремонтировать территорию нужно постоянно.
Странно, что не продумали временное использование и хоть какое-то мобильное благоустройство. Получилось просто продуваемое и безлюдное плиточное поле:
Изолированность
Одна из вечных проблем Москвы и новых районов российских городов. ЗИЛ окружён водой с трёх сторон, а с четвёртой — третьим кольцом:
Проблему пытаются решить автомобильными мостами, но их будет всего несколько на весь район. И мы-то с вами знаем, что проницаемость и связность опирается на пешеходов, велосипедистов и общественный транспорт — как раз машинки закладывают в последнюю очередь, чтобы не получить спровоцированный спрос. У нас же ровно наоборот — люди вне автомобиля без боли и страданий не покинут полуостров.
Но проблемы не только по границе района — сам ЗИЛ разделён пополам железной дорогой. МЦК хоть и неплохая городская электричка, но внутри района перемещаться будет адово.
Чтобы попасть на другую сторону, нужно подняться на уровень третьего этажа. К счастью, это нормальный вестибюль МЦК с лифтами и эскалаторами, но он всего один. В будущем будет ещё один с другой стороны платформы, возможно, будет проход со стороны набережной. Итого аж три перехода на другую сторону района — это дико мало.
Было бы хорошо опустить железную дорогу ниже уровня улицы или наоборот поднять — это сложно, но МЦК по сути строили с нуля и это можно было заложить. Или же нарастить уровень улицы и перекинуть дополнительно пешеходные мосты.
Почему я не пишу про новый автомобильный путепровод? Всё просто: там даже нет тротуаров, будто бы это не жилой район, а загородная трасса. Про главный проспект района я напишу чуть позже, это чистый ужас.
Как усложнить жизнь пассажира
Здесь сначала запустили городскую электричку, после чего уже начали сдавать дома вокруг — это немного нетипично для России, но именно так и должно быть. К сожалению, на этом хорошие новости кончаются. Взять хотя бы станцию МЦК и пересадку на наземный транспорт.
Тут мы сделаем небольшое отступление и посмотрим на дореволюционный пример из центра Москвы. Белорусский вокзал и путепровод: остановка трамвая на мосту и сход прямо на платформу. Максимально короткая и простая вертикальная пересадка, минимум вложений.
Станций МЦК ЗИЛ (открыта 2016 году) и тот самый новый путепровод без тротуаров (открыт в 2018 году). К станции два отдельных прохода вдалеке от остановок и центрального проспекта — вместо одного простого и недорого решения здесь решили всё усложнить и раздуть бюджет, усложнив путь каждого пассажира.
В итоге с одной стороны путь от остановки до платформы занимает 5 минут с подъёмом и спуском:
Сам путь будет проходить через заливные поля и парковку:
Нужно дойти до арены? Не проблема:
Переход в газон с парковкой — модное нынче явление среди городских планировщиков:
С другой стороны всё чуть лучше, путь из автобуса до поезда стал ближе и проще, но если смотреть на общую мобильность, то здесь просто уничтожили потенциал самой дорогой земли. Тут просто сделали отстойно-разворотную площадку, залив огромную территорию асфальтом:
Есть очень простая взаимосвязь инфраструктуры и застройки: город вкладывает деньги в транспорт (МЦК), повышается доступность, земля растёт в цене, город её продаёт и окупает эту самую инфраструктуру. Кроме того, высокая плотность у станций метро и электричек наполняют этот самый транспорт пассажирами — это взаимовыгодный процесс для всех. Здесь же территорию в квартал отдали под парковку автобусов — это можно было сделать где-нибудь на окраине, но это сделали на самом дорогом куске земли.
Если же человек решит дойти пешком до поезда, то он наткнётся на поле, где даже нельзя спрятаться от дождя.
Взлётные проспекты
Теперь перейдём к проспекту им. Лихачёва. Вообще, изначально обещали сделать такие улицы:
Но что-то пошло не так, поэтому по стандартам 1970-х годов был сделан проспект, на который можно посадить Боинг:
Серьёзно, тут умудрились сделать РАЗГОННЫЕ ПОЛОСЫ! Для чего? Там через 50 метров светофор! Проектирование улиц отличается от загородных трасс!
Это должен был стать центральный променад с красивой перспективой, здесь расположены школа и детский сад... и здесь построили трассу.
В москомархитекту надо бы завезти новые учебники по проектированию и мобильности, хотя бы от NACTO. Или наоборот, взять пособия 1950-х годов, тогда и то проектировали лучше!
Тут даже умудрились построить подземный переход. Само собой, уже сейчас люди перебегают улицу над ним.
Но этого оказалось мало! Город решил не останавливаться на проспекте, поэтому была сделана набережная:
Малые улицы тоже не пощадили: узко, заборы, столбы посреди тротуара — всё это построили с нуля.
А как вам бульвар? Он утыкается в большой коллектор, там не получится высадить деревья или кусты. То есть кто-то с самого начала заложил бульвар в никуда, это прошло по всем инстанциям и это построили — работа ради работы, а не результата.
Частные улицы
К счастью, частично район смогли спасти. Как я понимаю, здесь поиграли с землепользованием, чтобы получилась нормальная квартальная сетка с активными первыми этажами домов. Плюс застройщики сделали нормальные улицы — если не прав, то поправьте в комментариях.
Это уже больше походит на картинки проектов:
Здесь широкий тротуар, неплохая городская мебель, красивые фонари, озеленение, обособленная от машин и пешеходов велодорожка — почти Европа! Вот только судя по знаку остановки, тут скоро вытопчут все кусты:
Хотя уже сейчас видны обидные ошибки. Например, велодорожка утыкается в перекрёсток без велопереезда. Да и велопаркова неправильная, за неё не получится зацепить велосипед за раму. Такое случается, когда среду проектируют люди, которые никогда не пользовались велосипедом в транспортных целях.
Широкий тротуар, который закрыт цепочкой. Да и проезд в паркинг настолько большой, что на нём всегда так будут парковаться.
Другая улица. В целом дизайн без изысков, но приятный и функциональный. Местные улицы с зеленью и ориентированы на пешеходов — жить на такой приятно.
В некоторые дома уже заехал бизнес, улицы стали раскрывать свой общественный потенциал:
Отдельный большой плюс застройки: пешеходный каркас, некоторые улицы сделаны чисто пешеходными. Пока это всё выглядит пустынным, но далеко не все дома на фото успели сдать, зато улицы уже готовы:
Такие улицы важны по двум причинам:
- Это общественный центр района, с заселением людей и появлением бизнеса жители смогут здесь гулять, сидеть в ресторанах, общаться с друзьями или назначать бизнес-встречи. Не нужно будет ехать в центр ради кофе и хороших эмоций.
- Пешком или на велосипеде будет быстрее доехать до нужного дома внутри района. На машине придётся петлять, зато для всех остальных будет максимально короткий путь.
Обидно, что пересечение пешеходных и обычных улиц сделали без приоритета людей. Здесь очень напрашивается приподнятый переход, а не эти тумбы с цепочкой:
На улицах многолетнее озеленение, но вот деревья успели высадить не везде. Радует, что не забыли про ёлки:
Нормальная набережная
К счастью, девелоперы не дали превратить всю местную набережную в огромную магистраль.
Тут уже взрослые деревья, многолетники и стоит мебель. Судя по новостям, официальное открытие запланировано на сентябрь.
Очень классно объединили павильоны с лавками:
Я так понимаю, это велосипедная и беговая дорожки:
Размещать велодорожку за скамейками не очень хорошая идея — сидящий человек должен чувствовать себя в безопасности, а пробегающие и проезжающие люди будут постоянно вызывать чувство тревоги, будто бы кто-то крадётся сзади.
Спусков к воде замечено не было, что печально. Зато есть причал:
Надеюсь, что уход за растениями будет на местных садоводах. Иначе по весне придёт ГБУ АД или Жилищник, и от этой красоты останутся лишь тюльпаны:
Проезд для машин тоже остался, но без подземных переходов и взлётных полос:
Это как раз пример относительно нормальной магистральной улицы района. Но заборы и огромные указатели с МКАДа портят всю картину. И хочется верить, что здесь не забудут про островки безопасности на переходах.
Школа
Её построили, и она огромная. Но за глухим поликарбонатным забором, поэтому без обзора.
Новый парк
Здесь разбили новый парк «Тюфелева роща». Это историческая местность на территории Даниловского района Москвы. Сто лет назад тут была Тюфелева роща, в которой охотился Петр Первый. Парк появился ещё до завершения строительства первых домов.
Тут всё очень хитро :) У нас наконец-то переняли общемировую модель развития новых районов, когда сначала делают инфраструктуру для нормальной жизни, а потом сдают дома. Так сложнее, но эти инвестиции повышают добавочную стоимость недвижимости.
Парк расположен аккурат у нового выхода из МЦК, именно через него потенциальные покупатели пойдут смотреть себе квартиры. Нужно ли говорить, что идти через парк куда приятнее, чем по центральному проспекту или Третьему кольцу? Это магнит для покупателей:
С каждым годом впарить обычную двушку в человейнике с двором-парковкой становится сложнее, люди ответственнее вкладывают свои деньги — конкуренция вынуждает застройщиков создавать комфортную среду за пределами квартир.
Но ни один бюджет не потянет делать дворы-сады, поэтому в центре района создаётся один крутой парк, а жильё строят равноудалённо от него. Это не что-то новое, так же делают, например, в Базеле.
Парк довольно большой, есть несколько зон, в том числе с прудом:
Ржавая линия символизирует конвейерную ленту, а со второго уровня открываются неплохие обзорные виды:
Есть помещения для бизнеса, но без людей ему тут пока делать нечего. Лет через 5, когда тут будет жить много людей и будет уверенный поток до МЦК, картина явно будет иной.
Сам парк крайне приятный, но я бы рассматривал его как очень крутую пиар кампанию всего района.
Сами дома
Ура, добрались до самих домов!
Застройка идёт кварталами, но вот от первоначально среднеэтажной застройки в итоге отказались. Кварталы плохо переваривают дома выше 7-9 этажей, поэтому приходится начинать играть с формами. Тут мы видим высотные вставки, но для сохранения инсоляции с одной из сторон идёт низкоэтажная секция:
Вроде бы костыль, но впервые у нас с массовым жильём делают таунхаусы — это очень круто с точки зрения разнообразия квартир. Проще говоря, в одном квартале смогут подобрать себе жильё и холостяк, и семейная пара с детьми — разное жильё лучше отвечает на разные запросы людей.
Этажность нужно ограничивать, но это сложно политически. Сами застройщики должны понять выгоду комнатных среднеэтажных кварталов и перестроиться на новый уклад. Но мы явно на верном пути.
Да-да, ещё тут дома РАЗНЫЕ. Наконец-то в наши новые районы стало возвращаться архитектурное разнообразие! Просто сравните это с другим новым районом Москвы, где всё однотипное.
Почти везде первые этажи приспособлены для торговли. Входы на уровне тротуара, само собой:
Вот только смущает, что нигде нет грязесборников перед входом, уже можно жалеть будущих уборщиц.
Все дворы пешеходные. Благоустройство сдержанное, но приятное:
Просто напомню, что у жителей есть крутой парк с пешеходными улицами — граница комфорта людей не ограничена калиткой двора. При этом везде разное благоустройство:
Итого
ЗИЛ — пример нового подхода к застройке, более цивилизованного и вдумчивого, это безусловно радует. Если не верите, то сравните с новыми районами Петербурга — ЛСР строит и там, и там.
Но как же бесят эти типичные ошибки градостроительства полувековой давности! В кои-то веки архитекторы сделали неплохие кварталы, получились нормальные жилые улицы, а потом человек просто упирается в магистраль посреди района!
Завезите, пожалуйста, в Москву нормальных транспортных планировщиков, а уважаемых дорожников отправьте разрушать города врагов России.