Как гнобить пассажиров? Смотрим у Зеленограда
В последние несколько лет в Москве взялись за железную дорогу: центральное кольцо, диаметры, новые станции — требования к инфраструктуре выросли давно, а вот качество стали подтягивать только сейчас.
Например, время от времени мне приходится ездить до Зеленограда — это крупный город в составе Москвы, там 250 тысяч жителей. С вокзала до города всего полчаса на Ласточках, что крайне приятно и быстро. Вот только каждый выход из поезда в Зеленограде — портал из комфорта в ад.
Начать хотя бы с того, что центральная станция Зеленограда называется Крюково — за полвека здесь не сменили название старой деревни на город. Лишь информатор в поезде скромно добавляет «Крюково, город Зеленоград».
Платформы высокие, но скрепы не позволили сделать их на одном уровне с полом электрички — это типичная проблема РЖД, ей придумывают неимоверное количество оправданий: от запрета военных до проезда восстановительных составов. Только во всех случаях это отговорки, но в царстве железнодорожников в это верят — вспоминается эксперимент с обезьянами, водой и бананами. В общем, при реконструкции 2015 года уровень платформы не подняли.
Но всё это меркнет перед спуском в туннель:
Через железную дорогу проложено два прохода, оба узкие с выходом на платформы. Один туннель отдали под транзит, второй же оставили только для пассажиров. Здесь нет пандусов и тем более лифтов — только лестницы.
Теперь представьте эти проходы в часы-пик, когда сдвоенная электричка привозит жителей Зеленограда домой.
Про внешний вид и эмоции от нахождения в такой трубе вообще молчу.
Ласточки стоят дороже обычных электричек, но сервис пользуется спросом — в 7 вечера люди едут стоя:
Зачем же создавать бутылочное горлышко, закрывая один из туннелей для прохода на платформы? В конце концов, ведь можно было хотя бы не закрывать лестницы, а сделать вместо них лифты — хоть малость подумать о детях, стариках, людях с сумками и велосипедами.
Но всё просто, здесь решили поставить турникеты. Пытаясь усложнить жизнь безбилетникам, железнодорожники усложняют жизнь вообще всем. Тем более в поездах всё равно ходят контролёры и проверяют билеты — зачем тратить деньги на турникеты и всё усложнять? В той же Германии, Чехии и многих других странах справляются вообще без турникетов. Даже в советские годы как-то обходились без них.
Но самый шик в другом: турникеты только со стороны Нового Зеленограда.
В последнее время ж/д операторы наконец-то поняли связь «хороший сервис — больше клиентов», но вот в клиентоориентированность пока научились лишь производители самих поездов. Тёмная вставка среди автоматов и разных заёмных киосков, решётки и глухое окно — что плохого сделал человек, который всего лишь хочет купить билет на поезд? Даже лавка с шаурмой выглядит приличнее:
Конечно, можно рассказать, что могло быть ещё хуже: кассы — не работать, пол разбит, лампочки разбиты и так далее. Только зачем ориентироваться на плохое? Мне кажется, жители города и пассажиры поездов достойны лучшего, а не скотского отношения к себе — они платят 200 рублей за поездку, а получают среду уровня стран Африки.
Ладно, с собственностью РЖД разобрались — всё плохо. А что вокруг? Ведь тут начинается территория Москвы, значит можно сделать Зарядье или хотя транспортный хаб не хуже Киевского или Савёловского. Ха!
Каким-то образом в городе не закатали площадь у станции под парковку — это чудо для Зеленограда.
Но в целом по обе стороны от станции простые плацы, где невозможно нормально сесть, положить сумки, дождаться знакомого — это ужасный транспортный хаб:
Со стороны нового города хотя бы несколько скамеек поставили:
Под парковку же отдано всё вокруг:
Зеленоград за счёт своей планировки и компактности идеально подходит для передвижения на велосипеде. Здесь отлично работает голландская схема «велосипед+поезд», только нет ни велодорожек, ни крытых велопарковок. Даже прямой путь от велопарковки до поезда утыкается в забор:
Местная маршрутная сеть почти полностью ориентирована на подвоз людей к станции, но вот какой-либо схемы или иной навигации нет:
Теперь давайте посмотрим на вокзалы здорового человека. Например, Делфт, где живут 100 тысяч человек. Пути убраны под землю, чтобы не разрывать город, полностью доступная среда, приятная современная архитектура:
Рядом автобусный хаб и трамвайная линия, большая велопарковка и полный комфорт для пешеходов:
До уровня Нидерландов нам ещё очень далеко, а как насчёт австрийского Линца? Там чуть меньше жителей, чем в Зеленограде, но есть полноценный вокзал:
Перед входом — сквер и большая велопарковка:
Пути идут на уровне улицы, но везде туннели с эскалаторами и лифтами, среда доступна абсолютно для всех:
Под землёй идёт трамвайная линия, а сразу у платформ — посадка в автобусы и троллейбусы:
На самих же платформах есть нормальная крыша и павильоны от ветра:
Я понимаю, что РЖД глубоко плевать на свои станции, им важнее гонять вагоны с углём. Но никто не мешает префектуре Зеленограда сделать хотя бы нормальное благоустройство вокруг станции — опыт и деньги у Москвы есть.
Сейчас же при каждом приезде на Ласточке в город, у меня возникает лишь одна мысль: «ну нахрен ещё раз так ехать».