August 5, 2020

Уфа: ошибки за ваши деньги

Из Уфы редко приходят хорошие новости, поэтому я согласился, когда меня позвали на местный урбанфорум. Первый же вопрос гиду у меня был простой: «Чем Уфа лучше Казани?» — о негласной конкуренции я был хорошо наслышан. Ответ был прост и конкретен: «Всем». Ха!

Забегая вперёд, у Казани с Уфой много общего: уничтожение архитектуры и странные транспортные замашки. Только если соседи из Татарстана одумались и начали использовать жёсткую централизацию для создания крутых общественных пространств, здесь же продолжают повторять типичные ошибки 2000-х годов.

На маршрутках в тёмное будущее

Маршрутки — бич России. Проблема не в маленьких автобусах, а в самой концепции этого бизнеса и как его используют в городах. Горожане далеки от этих процессов и видят лишь результат:

1. Сначала большая часть маршрута автобуса или трамвая начинает дублироваться маршруткой. Пассажиры от этого выигрывают, но эффект временный.

2. Нормальные предприятия со всей инфраструктурой начинают умирать, ведь деньги пассажиров частично или почти полностью уходят. У маршруточников, как правило, нет своих баз, машины могут хранить вообще в обычных дворах, мед. осмотр номинальный и т.д. — их бизнес-модель временная и не предполагает затрат на людей и технику.

3. Первыми отмирают трамвайно-троллейбусные предприятия, ведь на них висит сопутствующая инфраструктура. Обычно чиновники лишь рады этому: это большой поток чёрного нала на одну головную боль меньше, но это чувство возникает лишь от недопонимания общей ситуации: у маршруток появляется монополия, они начинают ездить лишь в выгодные часы.

4. Теперь люди просто не могут уехать куда хотят, начинается массовый отток людей из общественного транспорта на машинки. Транспорт становится нестабильным, агрессивным, опасным и недоступным — в целом, это мало чем отличается от сервиса беднейших стран.

За последние годы многие города слезли с иглы маршруточников: Казань, Москва, Тверь, на очереди Новокузнецк, Петербург и некоторые другие. Не всё было удачно, но после заключения единых контрактов с фиксированной ценой и критериями работы с городом, общественный транспорт стал ходить регулярно и не устраивать гонки. Само собой, в этих городах забыли про такое явление, как ПАЗики:

Речь не идёт о переводе всех маршрутов на муниципальные предприятия — можно наладить нормальную работу с частником, просто нужны жёсткие условия и продуманная схема. Но для большинства крепких управленцев это непосильная задача: они думают категориями отдельных маршрутов, а не всей транспортной системы города и цены перевозки за пассажира.

В Уфе же транспортная реформа ограничилась ушами Микки-Мауса на кузове: маршрутки остались, условия не изменились, выделенок не появилось и так далее.

Хотя какой смысл в выделенках, когда маршрутки забивают весь квартал?

Зато недавно на улицах появились умные остановки! Большая их часть не работает или показывает погоду. Каждая остановка стоит 850 тысяч рублей, и на них нет даже схемы движения.

В целом, мы в очередной раз видим типовую ошибку: деньги идут не на перемещение людей до нужного места, а на комфортное ожидание. Купить остановку проще, чем навести порядок с самими маршрутами.

Уфа — вытянутый крупный город, где нет скоростного транспорта, а обычный — полное дно. Ситуацию мог бы спасти современный трамвай, но вместо этого жители получают ведро с гайками посреди пробки. И дело тут не в деньгах, потому что средства на новую магистраль тут быстро нашли, нормальный трамвай обошёлся бы дешевле.

В 2000-х чиновники города поставили крест на этом виде транспорта, убрав пути с пр. Октября — трамвай просто перестал связывать город в одно целое. Сейчас проще закрыть систему и сделать с нуля новую. Уже даже ходят слухи о подобной концессии.

Зелёный ли город?

За время форума только уборщица не сказала, что Уфа — самый зелёный город России. Выяснили это очень просто: посчитали площадь озеленения и поделили на жителей. Нужно ли говорить, что это просто игра цифрами, которая имеет мало общего с комфортным городом?

В контексте комфорта принято считать не площадь, а доступность зелёных зон. В Уфе большинство деревьев находятся в парках и зонах, куда невозможно попасть и откуда хочется сбежать. При этом есть тот же Арт-Квадрат, где сделали крутое пространство без упора на озеленение.

Или возьмём деревья на улице: они создают тень, впитывают воду, защищают от ветра и шума, приятны взгляду и даже вырабатывают кислород! Деревья — это круто, к ним претензий нет. Только какой в них толк для обычного человека, если его могут запросто задавить на тротуаре у дерева?

Уфа — самый зелёный город России!

Не верите? Да вы просто не видели новую набережную!

Площадь-плац

В Уфе тоже очень хотят минуту славы среди блогеров и в рейтинге Минстроя, поэтому пытаются выделить как можно больше денег на благоустройство. Вот только деньги и качество — вещи не всегда связанные, в Уфе с её набережной это должны были понять. Но тут пошли дальше!

Долгие годы Советская площадь была асфальтовым пустырём на месте снесённой Голубиной слободы: днём тут паркуются чиновники из примыкающих зданий, а ночью дрифтовали водители.

фото snob.ru

Вдруг тут решили убрать машины, сначала под землю, но после — оставили проезды и места по бокам. Здесь не проводили архитектурный конкурс, даже обсуждать концепцию не стали – сразу разыграли проект.

Закупка была объявлена 11 числа, а приём заявок закрыли уже 18 ноября – на подготовку заявки дали неделю.

Обычно подобные конкурсы – следствие договорённостей чиновников с конкретными исполнителями, которые всё готовят заранее и успевают в сроки. Иногда так делают из желания сделать хорошо, чтобы всякие ООО «Рога и копыта» не испортили планы, но чаще мотивы совсем иные.

Комментировать картинку с памятником и газоном очень не хочется, но надо: это очень убогое пространство, даже по современным российским меркам это зашквар. Что там делать людям? Смотреть на памятник и газоны? Один раз посмотрят, а в чём дальше будет полезность места? Примерно половина площади занята травой за кустами – как она сделает жизнь горожан лучше? И вообще, где деревья? А сухой фонтан — это чтобы отгонять протесты от зданий министерств? Удобно ли будет вообще пешеходам попадать на площадь через проезд и парковку? Вопросов много, но ответа никто не даст – решение чисто кулуарное.

В общем, очень слабое предложение, даже школьники могут предложить что-то интереснее для одной из главных площадей города. Было мёртвое место, мёртвым оно и останется после завершения работ.

Ах да, ещё ни один паркинг не будет нормально работать, когда жители позволяют себе кидать машины на тротуарах и вторым рядом. И что-то мне подсказывает, что это автомобили тех же людей, которые утвердили проект реконструкции площади.

Что такое пешеходная улица?

Сейчас в Уфе нет пешеходной улицы, и это не круто с точки зрения политиков — у всех есть, а у нас нет, как так?! В общем, тут решили срочно бахнуть свой Арбат! Выбор пал на улицу Октябрьской Революции:

Это одна из немногих улиц, где первая линия домов почти целиком сохранила свой исторический вид. Это не какие-то вау-памятники, а именно обычная среда прошлого с единичными новыми вставками:

Вот только пешеходные улицы работают не за счёт старых домов, а за счёт бизнеса. Здесь в основном жильё, общественных заведений почти нет. Закрыть улицу для машин — значит опять же сделать мёртвое пространство. Об этом я писал ещё аж в 2017 году конкретно про планы уфимских чиновников.

Но никто не мешает воссоздать историческую среду, сделав уникальное место в центре Уфы. Даже сейчас в городе можно найти подобное:

Это Трактовая улица на окраине центра. Про неё почти никто не знает, сюда не водят экскурсии, а ведь это 100% историческая среда! Старая мостовая и артефакты прошлого переносят на сто лет назад:

Машины легко тут проезжают, но едут не быстро. Люди идут по ровному тротуару (почти) и могут переходить в любом месте. Все живут в мире без перекрытий и конфликтов — спасибо мостовой за успокоение трафика!

А главное, что это не какой-то новодел, а подлинная история в целом и в деталях:

Хотя наличники-айфон явно выбиваются:

Возвращаясь к Окт. Революции — тут можно сделать аналогичную мостовую, копии старых фонарей, на выходные закрывать улицу от машин с проведением разных мероприятий и вернуть ей историческое название — вышло бы замечательное пространство.

1904 – 1914

Ещё нужно срочно перенести остановку вбок, снести забор и срубить дерево у Спасского храма — памятник архитектуры 19 века тупо закрыт от всех!

До революции городские нормы жёстко охраняли вид на подобные доминанты, но в советское время про это забыли, а сейчас это почти никого не волнует.

1910 год

Сносить научились, строить — нет

В самом начале я заикнулся об уничтожении архитектуры. Здесь всё просто: историческая Уфа стремительно расселяется, сносится и застраивается.

У российских чиновников есть порочная практика договариваться с застройщиками: старый дом доводится до аварийного состояния, за бюджетные деньги жителей расселяют, дальше пожар или случайное разрушение в новогоднюю ночь, и вот теперь тут спокойно можно строить что угодно.

Порочна она тем, что в какой-то момент город превращается в набор коробок с пивными ларьками и полями парковки. Уничтожение идентичности и истории — наше всё. Тем более любая многоэтажка считается по умолчанию добром.

Строительный бизнес — крайне консервативное предприятие, там не любят эксперименты и что-то новое. Если есть привычная экономика «снос -> коробка», то её будут тиражировать до тех пор, пока город поощряет эту практику и пока люди покупают такое.

У городских же управленцев нет задачи оживить старые памятники и дать им вторую жизнь — случайный пожар для них не трагедия, а очищение от проблем.

И надо сказать, что скоро Уфа лишится почти всего исторического центра — такого количества домов под расселение я не видел ни в одном городе России.

Пока в городах России проходят Том Сойер Фесты и акции типа Фасадника, которые показывают жителям ценность исторического наследия, тут просто покрасили все дома в серо-красный. Прямо по брендбуку РЖД. Видимо, чтобы новостройки росли под общие аплодисменты.

При этом я не призываю законсервировать центр города и оставить людей жить в домах с туалетом на улице. Просто с городской тканью и историей нужно работать деликатнее. Тот же Арт-Квадрат успешно приспособил старые дома под новые задачи без сноса, а участки уплотнил с сохранением среды — получилось здорово. В Иркутске такая практика поощряется городом и уже виден результат — экономика работает и сами владельцы домов приводят их в порядок.

В Уфе же умеют уродовать историю под видом заботы и развития:

В Томске, например, уже давно действует программа аренды рубль за квадратный метр при условии реконструкции старых домов — работает замечательно. В Уфе хорошее тоже случается, но я встретил лишь два примера. При нормальной политике города и региона подобное могло бы стать массовым явлением.

Тут же, как я понимаю, застройщику был передан участок под новостройку с обязательством привести в порядок дом. Это лучше сноса, хотя высотка давит на новый дом и смещает акценты с улицы и первой линии на себя:

Вместо вывода

Уфу хочется видеть такой:

... а не такой: