Московский троллейбус всё
Московский троллейбус всё, Собянин уничтожил систему. Сегодня ночью был последний выход машин для обслуживания людей, в будущем обещают оставить лишь мизерную линию у музея транспорта с ретро моделями.
Систему убивали долго, доводя инфраструктуру до упадка, постепенно заменяя маршруты автобусами и очень изредка — электробусами. Попутно придумывали байки про отсталость троллейбуса как вида транспорта и его дороговизну. Основная цель, как я понимаю, была убедить самих жителей, что троллейбус — это прошлый век.
Кратенько напомню плюсы классического троллейбуса:
✅ У него нет выхлопов — этот транспорт не отравляет каждый день ваш организм;
✅ Ему не нужно заезжать на заправки или заряжаться на конечных — он может постоянно быть на линии с подменными водителями и зарабатывать деньги для предприятия;
✅ Простое устройство, там почти нечему ломаться — поэтому советский задел переживал саму страну;
✅ Лучше динамика, чем у автобуса — особенно это актуально для рельефных участков.
Сам по себе троллейбус почти идеальный вид транспорта. Но ему нужна инфраструктура: тяговые подстанции, контактная сеть и стрелки — именно из-за ужасного состояния этих элементов троллейбус может ехать со скоростью пешехода или неожиданно останавливаться.
Если новую технику у нас изредка закупают, то про остальную инфраструктуру любят забывать — политики не видят в этой истории своего пиара, поэтому куда охотнее дают деньги на дороги или автобусы. Про автоматические стрелки, где не надо сбавлять скорость, плавные переходы контактной сети на поворотах и прочие обыденные для всего мира вещи у нас многие вообще не знают.
Электробусы, которыми в Москве хотят заменять троллейбусы, стоят как танки, тратят много времени на зарядку (нужно больше техники для сохранения троллейбусных интервалов) и никто пока не знает, как утилизировать все их аккумуляторы. Электробусов пока мало, поэтому для замены сняли технику с других маршрутов города.
Тот же Петербург поступил куда умнее: там закупили троллейбусы с аккумуляторами (динамический тип электробусов), которые часть маршрута едут под проводами и одновременно заряжаются, а после едут на батарейках — власти сохранили плюсы троллейбуса и быстро расширили сеть маршрутов без больших вложений в подстанции и контактную сеть.
Троллейбус хорош тем, что при нормальных пассажиропотоках перевозка одного пассажира обходится дешевле, чем автобусом. Даже с учётом подстанций, конташки и прочего. Просто считать нужно хотя бы лет на 10 вперёд и оценивать все факторы мобильности — это называется долгосрочное планирование. Поэтому в городах, где в прошлом додумались сохранить движение, троллейбусы ездят и здравствуют:
Если бы Москва пошла по пути Петербурга и выбрала другой тип электробусов, то можно было бы массово заменять дизельные автобусы на троллейбусы-электробусы без долгой стройки подстанций. Можно было бы точечно убрать провода в историческом центре, но сохранить троллейбусное движение.
Аргументы в духе «у нас не делают современные троллейбусы» крайне сомнительны, ради Москвы сразу несколько производителей сумели с нуля начать делать электробусы — довести до ума обычные троллейбусы ради крупного заказа явно куда легче.
Но что-то пошло не так, троллейбусы меняют на автобусы. И самое печальное, что жители массово это схавали.