Суздаль: красота, бедность и мастер-план
Суздаль — один из самых приятных городов России. Это тот редкий для России случай, когда потенциал красивого старого города увидели не только архитекторы и чиновники, но и простые жители. Буквально каждый уголок здесь хочется сфотографировать на память, а после отъезда в голове уже возникает мысль «надо бы вернуться сюда на день огурца».
Но назвать Суздаль успешным городом сложно — здесь типичный для нашей страны набор проблем, который почти невозможно решить на местном уровне из-за централизации власти и налоговой несправедливости. Вот только здесь не опустили руки, а подошли к проблемам системно и собираются к 2030 году перезапустить городскую экономику.
Жизнь туризмом
В 1967 году журналист и литератор Юрий Бычков опубликовал в газете «Советская культура» серию очерков о древнерусских городах под общей рубрикой «Золотое кольцо». Позднее это название было присвоено туристическому маршруту и началось его централизованное развитие. Как вы уже могли догадаться, Суздаль вошёл в этот маршрут.
Здесь десятки памятников истории и архитектуры, несколько объектов ЮНЕСКО и всё это на небольшом клочке земли. Индустриализация и урбанизация 20 века обошла город стороной, а его фактические границы не менялись со времён Екатерины II. Поэтому сразу после въездных указателей начинается милота и ламповость.
Сегодня в городе живёт чуть меньше 10 тысяч человек, при этом за год сюда приезжает 1,3 млн туристов — это колоссальная нагрузка на инфраструктуру и горожан. Можно даже сказать, что это российская Венеция — там тоже соотношение горожан и туристов не в пользу жителей.
Около 65% суздальцев работает в туристической сфере. За полвека здесь на бытовом уровне осознали ценность истории и красоты — это в прямом смысле хлеб для местных.
Поэтому тут не закрывают фасады сайдингом, глухие заборы — большая редкость, как и ушатанные дома. Люди следят за местом, это стало нормой.
Есть классные гостиницы, но не выше 4 звёзд. Мы жили в Пушкарской слободе, где классно играют на истории, деревянном зодчестве и современной архитектуре.
Такая работа с контекстом места всё ещё крайне редка для России и особенно для небольших городов.
В целом уровень сервиса по гостиницам, ресторанам и барам здесь высокий, чувствуется клиентоориентированность.
В год здесь проходит более 50 мероприятий, которые значительно увеличивают поток туристов. За счёт лугов в центре города здесь возможно проводить даже несколько фестивалей одновременно — это редкое преимущество. Самый известный праздник, на который я всё никак не доеду — день огурца.
Местные торговые ряды с площадью, где проходят ярмарки. Радует, что в советские годы тут восстановили мостовую — она отлично задаёт фон для памятников:
По бокам же проложен ровный тротуар, чтобы сохранить доступную среду:
Местный квест: найти самую вкусную медовуху, здесь её варят и продают повсеместно.
Что идёт не так
Большой поток туристов и концентрация памятников требуют денег на содержание, а их нет. С текущей налоговой системой города просто доят — почти всё уходит в региональный и федеральный бюджеты. Мэр города даже называл цифры: из 100 рублей от туристов в казну идёт лишь 7 копеек.
Когда человек платит за магнитик, кофе или вход на территорию монастыря, сам город этих денег не видит. В целом получается ситуация, когда от муниципальной власти все что-то требуют, но финансово и управленчески это не обеспечивают.
Сейчас муниципальный бюджет собирает 100 млн. рублей в год. После обязательных трат остаётся 10-17 млн — эти деньги пускают на благоустройство, коммуникации и инвестиции.
Здесь активно участвуют в конкурсах федеральных программам, чтобы отбить отданные в региональный и федеральный центры деньги. За счёт привлечённых и целевых средств удаётся поднять бюджет примерно до 230 млн рублей, но это всё равно крайне мало.
Но проблема грантов и иных целевых денег — их можно пускать на только на определённые цели. Иными словами, если у вас рвутся трубы от старости или нет грейдера на зиму, а деньги дают на плитку и скамейки — придётся класть плитку и ставить скамейки. Федеральных программ на ту же ливнёвку или уборку города просто нет.
С памятниками тоже всё непросто: они в разных собственностях, даже при наличии денег прийти и отреставрировать их не получится.
Другая проблема — однодневный туризм. Люди приезжают посмотреть на памятники, возможно покупают медовуху и обедают в кафешках, а после уезжают. Средняя нагрузка на гостиницы 30-60% в зависимости от класса и цены — это очень мало.
В Суздале есть памятники мирового уровня, но сама среда не провоцирует человека остаться здесь на 2-3 дня — это потери для местных. Сама экономика туризма изменилась, сейчас людям нужны не только красивые храмы и кремли, а приятные эмоции от самой среды — Суздаль пока не может этого предоставить.
Одновременно есть проблема оттока молодёжи, у Суздаля даже нет своего роддома — по статистике здесь можно только умереть.
Как решить проблемы
В идеале, нам давно нужна муниципальная и налоговая реформы, но пока есть движение лишь в сторону ещё большей централизации. А жить-то как-то надо уже сегодня.
Дом.РФ совместно с КБ Стрелка разработали для города стратегию развития (мастер-план) до 2030 года с детальным планом до 2024. В 2024 Суздаль будет праздновать тысячелетие — под это дело на уровне федерации был создан координационный совет. Это спасательный круг для города, другого шанса в ближайшем будущем ждать не стоит.
Ознакомиться с работой детально у меня пока не получилось, я был лишь на презентации. Основная цель стратегии — спасти экономику города: не просто привлечь деньги на стройку и благоустройство, а обеспечить финансовую подушку на будущее. Ведь важно не только сделать, но и поддерживать в будущем улицы, площади и памятники.
Почему важны стратегии? Потому что они позволяют увидеть общую картину, текущие сильные и слабые стороны, разобрать возможности на годы вперёд и задать общие цели. Это нужно, чтобы не увязнуть в каждодневных проблемах и направлять силы на нужные проекты.
Но есть и недостатки: роль стратегий не закреплена в кодексах и нормативной базе, как какой-нибудь генплан. Это скорее общественный договор, где нужно определиться с задачей города, вызовами и выбрать решения, которые всех устроят.
Поэтому важно делать работу публично с жителями и бизнесом, чтобы каждый смог её прочитать и понять плюсы для себя. Если этого не сделать, то собственники участков и памятников могут просто сказать «нет» и разрушить всё задуманное.
Суздальская стратегия задаёт цель создать среду, при которой большая часть туристов оставалась бы в городе на 3 дня. Само число туристов остаётся неизменным, но за счёт работы с уникальностью, инфраструктурой и средой хотят сделать город интереснее, чтобы людям захотелось остаться здесь подольше.
Город разделили на три зоны: древний, торгово-купеческий и современный. Сейчас 30% полезных площадей в центре занимают разные государственные и муниципальные органы — их хотят переселить из памятников, открыв дома и участки для туристов. Нужно ли говорить, что в обычной ситуации у муниципалитета примерно ноль возможностей диктовать какие-то условия МВД или прокуратуре? Но тут тысячелетие, федеральная стратегия и координационный совет — может и получится договориться.
В историческом центре главным сделают пешехода и его комфорт — это и сейчас во многом так, но при благоустройстве хотят раскрыть потенциал места и сохранить объекты для будущих поколений.
Например, смотровая зона потихоньку сползает вниз, поэтому будет укреплён склон и сделан амфитеатр. А по валам Кремля пустят лестницы и приподнятые тропы — сегодня туристы всё вытаптывают, что не идёт на пользу памятнику. Другие картинки:
В советские годы в Суздале построили небольшой микрорайон из типовых трёхэтажных домов, сегодня здесь живёт 60% горожан. За счёт своего расположения и этажности новые дома никак не изменили исторический ландшафт — это скорее исключение для советского периода, когда нужно было просто сдавать много и быстро без всесторонней оценки.
В наши дни микрорайон потихоньку достраивают, но по старым проектам — планировки, архитектура и обстановка не отвечают современным потребностям. Стратегия затрагивает и эту часть города, ведь нужно бороться не только за туристов, но и за жителей. Для обновления микрорайона за основу возьмут новый стандарт застройки, который относительно недавно разработали — про это у меня был отдельный пост. Также хотят разными хитростями привлекать медицинский персонал, подтягивать уровень образования и других социальных сфер.
Что будет?
Проблема стратегий в России — их любят игнорировать или вообще забывать про их существование. Хочется верить, что у Суздаля получится переломить эту тенденцию. По крайней мере, после общения с мэром есть чувство сдержанного оптимизма. В 2024 году обязательно загляну в город посмотреть на результат.