Образцовый район плохой застройки
Я очень люблю изучать новые районы городов, ведь это хороший срез ценностей и развитости местного общества. Если совсем-совсем просто, то получается такая картина:
С точки зрения муниципалитета мы видим задумку планировщиков и архитекторов, как город регулирует отрасль и думает ли хоть кто-нибудь на шаг вперёд. Например, передача поля под застройку на окраине с одной дорогой до остальных районов, как правило, означает сговор, лоббирование интересов застройщиков, простую глупость или всё сразу — такая застройка создаст для чиновников и всех жителей города уйму проблем в будущем.
Здесь же можно оценить ценности жителей. Когда люди покупают дом с полем парковки, то они становятся заложниками своего жилья: кругом агрессивная среда от которой запираешься в своей квартире или машине, чтобы просто попить кофе нужен автомобиль и куда-то ехать, а вишенка на торте — пробки по утрам и вечерам, которые крадут время жизни. То есть люди вроде как сэкономили сегодня, но теряют деньги и время каждый день после.
Ну и последнее — развитость бизнеса. В успешном городе всегда есть конкуренция, это подстёгивает застройщиков придумывать что-то новое и идти вперёд, привлекая деньги клиентов. И такие примеры я вам показывал, тот же Екатеринбург или Красноярск, где по-новому подошли к застройке: там создают не квадратные метры в человейниках, а комфортную среду для жизни. Но если рынок поделён среди «своих» и закрыт для новых игроков, то ничего хорошего ждать не стоит.
Поэтому по приезду в Чебоксары я решил посмотреть Новый город — абсолютно новый район, где всё строили с чистого листа.
Хватит строить в полях
Новый город — яркий пример нового района в поле. Только здесь поле расположено между Чебоксарами и Новочебоксарском — когда-нибудь, возможно, эти города соединятся и район станет географическим центром, но пока до этого далеко.
До центра Чебоксар здесь 10 км по единственной дороге через промзоны. Такое расположение и соседство мотивирует ездить на машине, поэтому каждое утро как минимум несколько сотен машин дружно выезжают на шоссе и едут создавать пробки на улицах города. Велодорожка в сторону центра выглядит очень по-современному и могла бы составить альтернативу машине, вот только она обрывается прямо перед выездом на шоссе.
Хорошо, что сюда пустили два маршрута троллейбуса, это редкое явление для новых районов наших городов:
Но даже с учётом троллейбуса получается плохо: городская среда разорвана промзонами, расстояния большие, приоритета общественного транспорта нет и так далее. В результате пробки есть даже вне часа пик, их пытаются победить надземными переходами, но это лишь усугубит ситуацию — сейчас машины из пригородов дозированно въезжают в городскую черту, а после поток будет неконтролируемым.
Если мы посмотрим на зарубежные аналоги, типа Стокгольма или Амстердама, то там вопрос транспорта поднимают ещё на этапе выбора площадки, а не после сдачи первых домов. Новая застройка не должна создавать проблем всему городу, поэтому умные муниципалитеты уплотняются внутри существующих границ — у жителей уже есть всё под боком, до нужных магазинов или мест недалеко, городу не нужно создавать всю инфраструктуру с нуля и так далее — хорошо бюджету и новым жителям, но сложнее решать имущественные вопросы и сложнее организовать стройку.
В случае Чебоксар между городом и новым районом лежат поля из цехов завода — их рано или поздно придётся переносить из городской черты, это абсолютно естественный процесс при росте города. Но этого никогда не произойдёт, если власти будут выдавать разрешение на стройку в полях.
Спальник Ctrl+C-Ctrl+V
Советское градостроительство было простым и понятным, микрорайоны были идеальным конвейером по производству рабочих: роддом, сад, школа, поликлиника прямо у дома, минимальный набор сторонних услуг и прямой троллейбус до завода — в период индустриализации и плановой экономики всё работало как часы.
Но уже нельзя строить так же, как полвека назад. У станка стоят роботы, многие профессии уходят на дистанционный режим работы, граница дом-работа и сам формат рабочего времени стирается. Ещё у нас теперь есть частная собственность и бизнес. Всё это формирует новые требования к застройке — она должна учитывать разные аспекты и быть гибкой.
Например, сейчас многие всё ещё работают из дома, но квартиры небольшие и не всегда там можно настроиться на деловую атмосферу — хочется пойти поработать в общественном пространстве. Для этого подойдёт парк, двор, кофейня или хотя бы бар — ничего сверхтребовательного в этом нет. Но застройка просто не учитывает существование бизнеса, для него не заложили место на первых этажах!
Не обязательно все первые этажи переделывать под бизнес, но строить совсем без оглядки на него невежественно по отношению к самим же жителям — они остались без магазинов и банальных аптек в шаговой доступности. Уж хотя бы на основных улицах и бульварах это точно нужно было сделать. Например, вот тут могла бы быть хорошая пешеходная улица с заведениями, она стала бы локальным центром, но никто об этом не подумал.
Зато место идеально подходит для распития алкоголя — никого вокруг нет, можно спокойно вести себя асоциально.
Ну и вообще мы должны помнить, что сама концепция спальных районов умерла ещё в прошлом веке. Такие районы вымирают днём, тут мало шансов для появления бизнеса и рабочих мест, что создаёт маятниковую миграцию и нагрузку на транспорт в пиковое время.
Функционирование спальника кардинально отличается от исторического центра, где застройка смешанная, инфраструктура используется равномерно в течение дня, всё необходимое в шаговой доступности и есть условия для предпринимательства. Здесь ничего такого нет.
Если продолжать сравнение, то городская среда исторического центра разнообразна не только заведениями, но и архитектурой. В границах одного квартала может быть застройка разных периодов, с деталями и без, офисная и жилая и так далее — это уникальность города. Такая среда создаёт понятный образ, который запоминают жители и туристы, создавая в своей голове связь с городом. Здесь же объяснить другу или курьеру, где твой дом, уже не получится:
Подобная архитектурная скудность — обычное дело для городов с панельными заводами, где последние десятилетия не занимались модернизацией. Но здесь строят из кирпича, что даёт хоть какой-то простор для орнаментов на торцах и игры кладкой без особого удорожания. Но зачем, если купят и так?
Частное и публичное
Даже в спальных районах с одинаковыми домами можно сделать нормальное зонирование и этажность. То есть уйти от случайной расстановки домов внутри огромного квартала к нормальным среднеэтажным кварталам. Так жители хотя бы будут понимать границы своего двора, за содержание которого они платят каждый месяц. Здесь же понять, где чей двор, невозможно — как собственники будут управлять таким добром следующие десятилетия?
Тут проблема не только управления, но ещё комфорта и ответственности — всё кажется общим, то есть ничьим. Двор не станет приватным местом, когда через него постоянно ходят и проезжают посторонние.
Расположение же школ и садов внутри двора превращает жизнь всех людей в ужас: крики, шум, постоянный поток машин и посторонних людей. Двор вроде есть, за него даже каждый месяц выставляют счёт, но по сути двора нет.
Благоустройство унижения
Выше мы обсуждали проблемы планирования, но ведь есть ещё дизайн тех же улиц и дворов — может хотя бы с его помощью попробовать создать что-то приятное? Ха!
Благоустройство бывает разным, можно не сделать чего-то уникального, но хотя бы дать возможность людям нормально ходить и не страдать на пустом месте. Здесь тоже хвастаться особо нечем, даже не смогли нормально опустить бордюры на переходах:
Очень хочется рассказать застройщикам, что двери подъездов и мусорокамер должны хоть немного отличаться. Входы нужно делать на уровне улицы, без ступенек. Но превращать жизнь каждого покупателя квартиры в ад на пустом месте у многих вошло в привычку.
Даже одна ступенька — уже проблема для маломобильных. Более того, нашими стандартами прямо запрещено делать единичные ступеньки (п. 5.1.12 СП 59)!
Исключение можно сделать для Норильска и Шпицбергена, там сугробы бывают до 2 этажа, но даже там входы и подъезды умудряются делать на уровне улицы! И жопа ни у кого не отвалилась!
Ладно, идём дальше. Как вам бульвар, где нет ни одного взрослого дерева? Захотели посидеть под деревом или спрятаться от дождя по пути до дома? Ха!
Может у жителей хотя бы вид из квартир на что-то приятное и хорошее?
При покупке квартир здесь выдают резиновые сапоги в подарок?
Возможно, я слишком требователен и придираюсь к мелочам. Но я точно никогда не прощу парковочное поле у подъезда. Это выхлопы и плохой вид, но главное в другом — люди выходят из дома прямо на дорогу.
В таком дворе нельзя отправить ребёнка одного на детскую площадку, ведь ему придётся преодолеть несколько рядов машин. Дети любят бегать, особенно на площадку к своим друзьям, но вместо безопасной среды здесь в каждом дворе заложили смертельную полосу препятствий.
Одно исключение
Описанное выше — проблемы всего района, которые были заложены на этапах подготовки документов, прохождении экспертиз и простой криворукости. Но один двор приятно удивил!
Здесь попытались точечно расположить дома в форме квартала. Проблема транзита осталась, но есть хоть какие-то границы. Ещё это единственный двор без машин.
Сразу возникает вопрос, зачем здесь оставили проезжую часть и тротуар, когда можно было всё сделать в одном уровне без лишних преград, но да ладно.
Самое классное здесь — благоустройство! Двор разделили на несколько зон: детскую, спортивную и спокойную.
Использование рельефа и многофункциональность пространств очень радует, явно делали люди с чувством прекрасного и опытом:
Но местами складывается чувство, что что-то пошло не так. Например, забыли укрепить грунт на игровой:
Откуда-то взялась типовая аляповатая площадка:
Спортивные площадки выносят за пределы двора, ведь это шум на весь двор:
Зато спокойная зона кажется космическим кораблём посреди поля человейников:
Внизу столики, в том числе с полузакрытой зоной — можно поработать, почитать книгу, спрятаться от дождя и солнца или просто отдохнуть в стороне от криков детей:
Сверху стояло два лежака и... всё. Кажется, здесь что-то не успели ещё смонтировать.
Вокруг очень приятное многолетнее озеленение:
Но самое классное оказалось между торцами двух домов — проход закрыли и переделали под общественный огород. Получилось простое, недорогое и приватное место для отдыха, работы и встреч.
Казалось бы, это всего лишь огород – что в этом такого? Мы же не в блокадном Ленинграде живём, чтобы капусту сажать. Но всё сложнее!
Огород — это работа с землёй, многие любят это. Например, пенсионеры могут не сидеть на лавке и осуждать всех, а заниматься делом, знакомиться и следить за территорией — это хорошо решает проблему одиночества среди пожилых людей, расширяет зону ответственности жителей, создаёт социальный контроль и формирует добрососедство. В такой среде, когда люди друг друга знают, приятно и безопасно жить, и заодно упрощается управление общим имуществом.
Нет, алкоголики всего района не приходят сюда: им некомфортно в месте, за которым следят все жители домов. Зато эти товарищи хорошо себя чувствуют в соседних дворах-парковках и на безлюдных бульварах.
В других дворах этот застройщик частично перенял приёмы, получились большие игровые посреди зелени — наверняка сюда ходят жители других домов:
Вот только хорошее благоустройство из 21 века начинает конфликтовать с застройкой и планированием из 1970-х годов. Получается оазис среди парковки и однотипных домов:
А что делать-то?
Можно пойти простым путём: плохие застройщики всё сделали не так! Частично это даже будет правдой, отрасль крайне консервативна и не любит что-то менять — это хорошо видно по деталям и подходам. Но всё куда сложнее, тут нет кого-то одного плохого.
Городские власти тоже молодцы: районом в поле они создали потенциальные проблемы для всех жителей. Тут мы ещё упираемся в нацпрограмму, когда каждый новый квадратный метр считается благом: решая 1 проблему, мы создаём 10 других сами себе.
Но ведь люди это покупают — вот основная проблема. Как только горожане перестанут верить в сказки и начнут планировать хотя бы на 10 лет вперёд, продавать морально устаревшее жильё уже не получится, бизнесу придётся находить выходы из положения и, при необходимости, лоббировать обновление строительных стандартов.